Субъективные ощущения от "лампового" звучания - Страница 3 - Усилители - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Субъективные ощущения от "лампового" звучания


 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Так же на лампе не лучшим образом звучат эпические симфонические произведения.

НЕ согласен. Лампа лампе рознь. Возьмите мощный двухтактный усилитель и он сыграет с успехом все жанры - и современную электронную музыку, и хард-рок, и большие симфонические составы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 85
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Сергей, возможно я нечетко выразил мысль - имел в виду, главным образом, однотактные усилители и исполнение на них симфонической музыки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По поводу однотактников согласен. Мне еще не встретилось ни одного, хорошо отыгравшего БСО или, к примеру, Pink Floyd. Поэтому я уже давно являюсь приверженцем двухтактных ламповых усилителей. Хотя и не исключаю что на свете есть хорошие однотактники. Но такой усилитель должен стоить совершенно сумасшедших денег.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Меня Саш Бар из другай ветки спрашивал про "немертвоватые" транзисторники - Citadel Theta Digital - оно самое, намного интереснее Левинсона. А что касается искажений, то я думаю "ушастые" Hi End производители поступают так: получилось 2% искажений, звук при этом хороший - и бог с ними с этими 2-мя процентами :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сергей, возможно я нечетко выразил мысль - имел в виду, главным образом, однотактные усилители и исполнение на них симфонической музыки.

Эх, ехать Вам, Андрей далеко - с Кубы :D А на Кубе деффки клаасные, а с усилителями SE напряг :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"ушастые" Hi End производители поступают так: получилось 2% искажений, звук при этом хороший - и бог с ними с этими 2-мя процентами

Похоже, что так. И ведь звучат то действительно лучше, чем обычный Хай-Фай с лучшими показателями.

Меня Саш Бар из другай ветки спрашивал про "немертвоватые" транзисторники

Меня в этом контексте тоже интересовало, в чем причина "мертвого" звука мощных транзисторников. Продолжает интересовать. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

:D Валера, я последнюю неделю собираю инфу по Цитаделям - собственно так они попали в мой лохо-популярный опус.

Я слушал Цитадели на выставке с Магелланами и Квадами. Неплохие усилители.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

.

Меня Саш Бар из другай ветки спрашивал про "немертвоватые" транзисторники

Меня в этом контексте тоже интересовало, в чем причина "мертвого" звука мощных транзисторников. Продолжает интересовать. :D

Причина прозаическая: 2 или 4-ре транзюка в плечо и результат: мощь меньше, а музыкальность выше...(GRIPHON 2100 против GRIPHON 2200)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Меня в этом контексте тоже интересовало, в чем причина "мертвого" звука мощных транзисторников. Продолжает интересовать. :D

Приведу объяснение лампового мегагуру А. Лихницкого (АМЛ). Он списывает "мертвящий" звук транзюков на производимые ими интермодуляционные искажения, которые, по его мнению, гхадость схтрашная для человеческого слуха, в отличии от гармонических искажений низших порядков, производимых лампой.

Правда гуру ни фига результы замеров ИМ искажений не приводит, а так все больше теоритически - ну гуру на то они и гуру.

Итак, Лихницкий (орфографические и пр. ошибки в публикуемом отрывке - проблема ж. "Аудиомагазин", на партизанское дело за ними исправлять):

Не хочется быть мелочным, но каждый биполярный (или полевой) транзистор имеет последовательную ООС по току, которая образуется в результате падения части сигнала на внутреннем сопротивлении эмиттера (истока) транзистора. Этими связями можно было бы пренебречь, если бы предлагаемая схема не нмела более серьезных недостатков.

Первый - это на порядок бОльшие (по сравнению с ламповым усилителем) и неблагоприятные по спектру нелинейные искажения.

Если ламповый усилитель не доводить до клиппинга, гармонические искажения на его выходе не превышают 1-3%, причем в составе этих искажений доминирует 3-я гармоника; вторая в результате действия принципа "тяни-толкай" компенсируется, а высшие гармоники затухают. В усилителе, показанном аа рис. 3, сочетание нелиней-н остей входных и выходных характеристик биполярных транзисторов является причиной образования целого спектра гармонических, а в случае сложного сигнала - значительно больших по мощности интермодуляционных искажений высших порядков. Спеаиалистам хорошо известно, что эффективных средств для уменьшения нелинейных искажений высших порядков нет. Применение ООС даже ухудшает положение, так как с ее помощью искажения низших порядков преобразуются в искажения более высоких порядков.

Присутстаиев музыкальном сигнале даже небольших по величине продуктов интермодуля ции высших порядков вызывает у слушателя ощущение "металличности", жесткости, шероховатости, замутненности звучания, чаще всего такое звучание называют аросто ненатуральным.

Второй недостаток предложенной схемы - это зависимость параметров усилителя от мгновенной температуры кристаллов транзисторов. В этом нетрудно убедиться, собрав предлагаемую схему и наблюдая затем, как гуляют ток в транзисторах и напряжение на выходе усилителя, особенно если слегка подуть на собранную схему. Можно стабилизировать выход усилителя, применив для этого так называемый следящий привод (который, кстати, является разновидностью ООС), однако как решить проблему искажений, которые принято называть "тепловыми"?

Тепловые искажения (Подробно о тепловых искажениях см. мою статью в журнале "Техника кино и телевидения". 1987, № 6.с. 10-17 ) возникают, когда изменение сигнала (напряжения и тока) на выходе транзистора сопровождается изменением рассеиваемой в нем мгновенной мощности и, как следствие, меняется мгновенная температура его кристалла, что вызывает следующие явления: в процессе усиления музыкального сигнала коэффициент усиления по току выходных транзисторов плавно (из-за инерции тепловых процессов) изменяется на 20-30%. Эти изменения, а свою очередь,становятся причиной инфразвуковых интермодуляционных искажений в усилителе, к которым ухо слушателя чрезвычайно чувствительно.

Другое проявление тепловых искажений объясняется тем. что напряжение база - эмиттер зависит от температуры кристалла транзистора. Оказывается, что изменение напряжения (и тока) на выходе транзистора, которое представляет собой изменение рассеиваемой в нем мощности, сначала преобразуется а изменение температуры кристалла транзистора, а затем в изменение напряжения база - эмиттер, которое, в свою очередь, снова преобразуется в напряжение (и ток) на выходе транзистора. В результате этих преобразовании в каждом транзисторе усилителя (и особевно в изображенном на рис. 3) возникает нелинейная электротепловая отрицательная обратная связь, которая, если не использовать местные ООС по току, вызывает в области низких звуковых частот (ниже частоты 150 Гц) уменьшение усиления на 10-15 дБ, я также рост гармонических и интермодуляционных искажений, которые достигают 10-15%.

Третий недостаток схемы усилителя показав на рис. 3 - это его недопустимо высокое выходное сопротивление. Если выходное сопротивление усилителя больше, чем сопротивление громкоговорителя, звучание последнего характеризуется повышенной гулкостью и затягиванием басов. В связи с этим международные стандарты в области hi-fi а качестве "минимального требования" рекомендуют, чтобы выходное сопротивление усилителя не превышало 1/3 величины сопротивления громкоговорителя.

Обеспечить требуемое выходное сопротивление усилителя на транзисторах (кроме тех случаев, когда в качестве выходных использованы полевые транзисторы со статической индукцией) можно, если включить параллельно громкоговорителю резистор или охватить выходной каскад отрицательной обратной связью по напряжению.

Думаю, что в транзисторном усилителе без ООС не обойтись, так как для того, чтобы обеспечить даже скромные значения нелинейных искажений и приемлемое выходное сопротивление, усилитель на транзисторах должен как минимум иметь глубокие местные ООС.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вот еще есть в природе такие аппараты, как "Ламповый буфер". Например, вот экземпляр от MF:

http://www.musicalfidelity.com/mf/en/Products/SmallX

Я правлильно понимаю, что это такая волшебная штука с лампами внутри, которую можно (имея полностью транзисторную технику) воткнуть в разрыв CD-плеера и усилителя или между предусилителем и мощником и получить пракитически "безвозбезддо, т.е. дадом" на дому ламповое счастье? Или это вообще что-то из другой оперы?

Есть у кого опыт? Расскажите пожалуйста....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

с данным девайсом не сталкивался, зато вчера видел в переходе сцену: - девушка тебе крупно повезло! - даешь 3 рубля получаешь 10. только для тебя! новая говнозолотопревращалка - улучшенная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Слушал подобную шнягу от MF.

Ерунда это.

Собственные THD, IMD и шумы транзисторного усилителя никуда не исчезают, к ним только добавляются "ламповые" гармонические искажения низших порядков.

Для MF это был маркетинговый проект, не очень удачный. Обычным потребителям по барабану, аудиофилы на эту фигн. не повелись.

За счет этого проекта MF более-менее удалось привлечь внимание к своим ламповым экспериментам - "суперплеерам" на лампе, к примеру.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ОНо то конечно не убьет ничего искажений,эта шнягаМФ,

но так на том этапе они ее ни фига не родились-цепляется то до конца с АС

есс-но,но если так зтак замутили,чтоб намеренно втюхивать нехилый процент второй гармоники-кому та нравится.

Радикальный метод борьбы с интермодуляцией-

если не лампа,то трехполосный конец.А я уж этих кроссоверов спаял

не одну сотню...4 порядок,Баттервот...Народу нравицца,мне нет

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ну вот хоть один хозяин славного чемоданчика нашелся. Как долго данный агрегат прогревался в интегрированной системе и большая ли разница была при первом включении и ныне, после приработки?

Не могу ничего сказать про первое включение - брал в салоне со стенда уже сильно прогретым. У меня за все время прослушивания звук практически не меняется, за исключением времени магнитных бурь и т.п., когда меняется восприятие звуковой и чувственной информации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

однако как решить проблему искажений, которые принято называть "тепловыми"?

Тепловые искажения (Подробно о тепловых искажениях см. мою статью в журнале "Техника кино и телевидения". 1987, № 6.с. 10-17 ) возникают, когда изменение сигнала (напряжения и тока) на выходе транзистора сопровождается изменением рассеиваемой в нем мгновенной мощности и, как следствие, меняется мгновенная температура его кристалла,

Quad заявляет, что решил эту проблему в своей схеме current dumping, с двумя усилителями в одном. Фирма получила за эту схему престижную премию, хотя я читал, что преимущества такого подхода сомнительны. Не знаю, как с технической стороны, а звук у них мне нравится, мертвячины я там не заметил - иногда включаю вместо брайстоновского мощника старенький 50- ваттный Quad 306 - эффект оччень интересный.

Каковы, уважаемые, ваши мнения о схеме и звуке Quada? Особенно 909?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Причина прозаическая: 2 или 4-ре транзюка в плечо и результат: мощь меньше, а музыкальность выше...(GRIPHON 2100 против GRIPHON 2200)

Поэкспериментировал и я на эту тему. Отключил по паре выходных транзисторов в канале(всего на плечо по 3 пары) и звучание заметно преобразилось. Добавилось плавности, слитности, выразительности звучанию. Результатом очень доволен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Причина прозаическая: 2 или 4-ре транзюка в плечо и результат: мощь меньше, а музыкальность выше...(GRIPHON 2100 против GRIPHON 2200)

Можно подробнее на счет кол-ва транзисторов (в общем случае) и Грифона (в частном). Сам являюсь владельцем старенького Табу Центури.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Артем Арт

Врядли кто то заморачивается подбором транзисторов. А если и займутся этим, то скорее свего опять же с большими допусками. И тут вступает в игру разброс параметром между транзисторами в одном канале и в каналах между собой. Вот и получается, что чем их меньше, тем лучше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца спустя...

Гилёв Валерий

Многие производители тр.усилителей "замыливают" звук и увеличивают четные гармоники, чтобы он был похож на ламповый

Вы наверное шутите? Если нет то вы совсем не знаете какой звук у ламп.

Замыливание есть на транзисторах, а на лампах скорее наоборот, высокая детальность звука.

2 Владислав Ананьин

Не стал я читать все три страницы, лучше отвечу на вопрос.

Субъективщина?-извольте. Я как радиолюбитель со стажем был не рад что в свое время не удалось позаниматься с лампами, приступил сразу к транзисторам. Все это выглядело ущербно. Прочитав очередной опус про ламповые усилители решил что пора... Для конкретизации формы и содержания решил приобрести усил Прибой и переделать его по новым рекомендациям. Заодно и с лампами поковыряюсь, если не выйдет ничего так хоть развлекусь. И купил!

Добросовестно купил кучу новых электролитов, сопротивлений, провода аккустические у меня уже были т.к. до этого я пользовал av-ресивер сони str-db795 и был уверен что это настоящий базис от которого я смогу отталкиваться. Звук сони нравился, очень!

Ну значит переделал, покрасил, заменил провода, резисторы, распустил жгуты как требовалось, убрал ООС.

Включаю и сперва несколько не понравилась выпирающая середина. Сразу настроил ток и послушал- искажений не было, совсем. Сразу бросился в уши бас- он был очень вкусный и музыкальный, играл и пел обертонами. Я сразу отметил что мой саб такого баса не дает, а дает что-то наподобие звука копра для забивания свай на расстоянии 50м. Мда..

Середина быстро приелась и перестала раздражать выпуклостью зато я ощутил что слышу гораздо больше чем ранее и значительно улучшилась разборчивость речи и вокала. На высоких было слабовато с уровнем. Я вышел из положения введя в схему небольшую тон-коррекцию по ВЧ.

Думаю что завал на ВЧ был вызван выходными трансами Прибоя и моими низкоуровневыми АС НА 4 ома. (хорошие трансы этого недостатка не имеют)

После этого высокие заиграли так как и нужно было по уровню, но при этом я заметил что детальность мелких звуков значительно возросла. Даже на фоне мощного звучания слышны оттенки мелких звуков. Но это про звук. Если сказать про мощность то я боялся прибавить свыше 1/3 т.к. ожидал что усил поревт мне колонки, громкость была невероятная и при этом ощущалась пронзительная разборчивость всего что звучало!

Разумеется я был рад и решил далее продолжить изучение ламповых технологий. После сделал полностью с нуля усилок на 6Ф5П с вых мощностью 2 х2вт. Схема примитивная, деталей минимум, трансформаторы взял от телевизоров. Когда прослушал что уловил что бас стал пожалуй еще вкуснее и разборчивее, серединка не выпирала и высокие в наушниках звучали на все 100, а на колонки имели небольшой спад, но вполне удовлетворительно. Опять почувствовал что звук имеет мощную динамику, искажения появлялись только при сильном перегрузе и были слабоощущаемыми. Усил играл невероятно громко для 2х2вт мощности. Этот усил делался для наушников т.к. я часто в них подолгу сижу. Сравнение с микросхемным выходом усила СОНИ (там стоит мощный ОУ на выходе для наушников типа OPA.....) показало что звук с сони ватный, нечеткий и кашеобразный. И это несмотря на более высокого качества ЦАП в сони. Также заметил что лампы 6Ф5П пели. Они давали специфический окрас звуку и в результате некоторые звуки конкретно пели. Его слушаю и по сей день и собираю новый усилитель, за это время (месяц) сони включал всего пару раз и все меньше хочется его включать. Есть планы по отделению его предвариловки и выведению выходов наружу. Декодеры сони я собираюсь использовать.

Разница в звуке была значительная и я теперь даже не понимаю зачем люди вообще покупают транзисторные усилители.. Может разогнались и не могут остановиться?

Читка материала по сабжу позволила найти любопытные вещи. Оказывается субъективно наличие второй гармоники сильно маскирует присутствие третьей, вторая гарминика похоже улучшает пение усилителя (в пределах допустимого) и не ощущается вплоть до 2% в то время как третья гармоника у транзисторов заметна уже при 0,1% или даже ниже. Наверняка это обстоятельство тоже вносит вклад в "ламповое звучание"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Саш Бар,

пока Ваш пост является последним в ветке, рядом с кнопочками "цитата" и "правка" есть еще и кнопочка "Х", что означает - удаление.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гилёв Валерий

Вы наверное шутите? Если нет то вы совсем не знаете какой звук у ламп.

У всех разный, так же как и у транзисторных усилителей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гилёв Валерий

а еще знаете, как ни замыливай звук транзисторников никогда вы из него не выжмете гармонический состав как у ламповика. Гусь свинье не товарищ-это означает что никаких метаморфоз невозможно придумать. Если пытаться замылить транзисторник то он будет звучать еще хуже чем звучал и никогда не зазвучит как ламповик. Вот что я имел ввиду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не надо строить иллюзий, что гармонический состав искажений у лампового усилителя отличается от транзисторного. Если брать каскад без ООС, то самый узкий спектр у полевых транзисторов с затвором на основе pn перехода (J-FET), чуть шире спектр у лампового триода, еще пошире у биполярного транзистора. Но это все относится исключительно к самой дубовой схеме включения. На транзисторах, с применением компенсации искажений и ООС, легко достигаются искажения, когда все выше 3-й гармоники не вылазит над шумами. (посмотрите статейку из последнего Радио) Хорошие транзисторные схемы по-настоящему нейтральны в звучании. Ламповые схемы, из-за особенностей источников питания, чаще имеют теплое звучание, что больше нравится слушателю. Характерный окрас звучания связан с амплитудными и фазовыми модуляциями сигнала. Ламповый усилитель без ООС или с неглубокой ООС не подавляет помехи в источнике питания. Ламповый усилитель с улучшенным блоком питания имеет так же нейтральный звук и его трудно отличить от хорошего транзисторного усилителя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, я сначала почувствовал подъем АЧХ на средних и это меня даже беспокоило. Но потом выявился подъем и на низких и на ВЧ- они стали более прозрачными. Я сначала полагал что это есть результат именно усиления лампами, но потом стало ясно что эффект вызван выходным трансформатором и относительно высоким выходным сопротивлением (как у АС=4ома). Рассчет выходного сопротивления показал что оно находиться в районе 4 ома на отводе 4ом вых. транса. Реально из-за смещения рабочей точки выходных ламп оно может быть 3,6-4,75ом.

Теперь я практически уверен что такое высокое вых. сопротивление не мешает АС звучать! Ас выдает шикарные низы и приподнятая середина- это как раз то чего так часто не хватает. Высокий демпфинг-фактор скорее всего является вредной особенностью транзисторных усилителей.

Я сразу обратил внимание на это т.к. с одной стороны усил выдает ток в АС чтобы они зазвучали, а с другой стороны глушит их своим миллиомным вых. сопротивлением- фактически замыкая АС на корпус. Этим скорее всего объясняется и парадокс что "ламповые ватты" звучат существенно громче транзисторных, просто ламповый усил не мешает АС звучать вот и весь фокус. Ну и разумеется ООС должна отсутствовать как фактор снижающий вых. сопротивление (в транзисторниках практически невозможно).

И это не иллюзии, а реальные звуки на реальных АС.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

За один раз как то и не расскажешь про влияние выходного сопротивления усилителя на качество звуковоспроизведения. На эту тему можно целый трактат написать.

Отложим в сторону область НЧ, где выходное сопротивление однозначно определяет АЧХ и ФЧХ АС, если не перестраивать последнюю.

Для начала, попробую перечислить те эффекты, которые затрагиваются при изменении выходного сопротивления:

1. Индуктивность динамика.

2. Зависимость активного сопротивленя обмотки динамика от температуры.

3. Демпфирование мелких резонансов диффузора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...