Фортепиано в классике - Страница 14 - Гармония класски - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Фортепиано в классике


Штальбург
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

На ресурсе,о котором идет речь,выложены три части бокса E.Levy.Два диска,входящих в четвертую часть,релизер не выложил.Именно там записана Соната Листа.

  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 892
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

МЕФИСТО-ВАЛЬС № 1

image.jpeg.a1ea348fd154550e01f7f0a5c6d318e3.jpeg

Первый из четырех последующих Мефисто-вальсов (четвертый не закончен) был стандартным боевым конем для виртуозов-клавишников с момента его создвания между 1858 и 1860 годом. Однако, если совсем немногие пианисты переходят Рубикон от прагматизма к поэзии, скажем, в этюдах Шопена, то только настоящая элита способна превзойти технические ухищрения вальса и стать в нем свободной и раскрпощенной, чтобы представить это произведение Листа во всей его демонической славе и блеске. 

Программа пьесы — это, безусловно, островок надежды для исполнителя. Фауст и Мефистофель входят в трактир в поисках любви, а жители деревни, опьяненные скрипичной игрой Мефистофеля, начинают танцевать. Фауст, увлекшись дочерью хозяина, уводит ее в освещенный звездами лес, наполненный пением соловьёв. Погрузившись в любовный восторг, они тонут в океане эротических чувств. 

Скрипки, свет звезд и соловьи - шаблонный реквизит романтизма. А музыкальная живописность декаданса заставила говорить одного из критиков о вальсе как одном из самых притягательных жестов после «Тристана», отмечая медлительность, томность и синкопированную тему ре-бемоль с ее скрябинским хроматизмом. И, действительно, Первый вальс – это музыка атмосферная, наполненная болезненно-блистательным воображением. Удивительно, но было время, когда даже само упоминание о Вальсе вызывало ужас как у слушателей, так и исполнителей. Для многих он был и не слушабельный и не играбельный. Но впоследствии огромное множество пианистов были готовы «вжиться в образ», оставляя предрассудки в стороне, эксплуатируя более темную и озорную сторону своей натуры. 

 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Неудивительно, что Мефисто-вальс был в основном «мужским». Хотя есть приятные исключения, которые бросают вызов фортепианным мачо. 

Например, Эдит Фарнади, которая в записях для Вестминстера (1954) играет с необыкновенным изящестовм и беглостью. 

image.jpeg.d7238d609f494676c4f23e36a70b926d.jpeg

Хорхе Боле. Записывал дважды Вальс (насколько мне известно). Первая запись 1961 года представляется более удачной, весьма ослепительно-проворное исполнение. Его более поздняя версия для Decca - слишком истеричная. 

image.jpeg.19a5ec2555dabd5b34d804c259c44eed.jpeg

Лазарь Берман. Естественно, романтическая риторика Листа привлекала наших пианистов. Лазарь бывает очень тонкий в отдельных случаях (как, например, в 3 томе «Годов странствий»), но бывает просто обескураживающе прямолинеен. За его бурным мастерством забываешь о названии этой музыки. Это из серии: «Все, что выможете сыграть, я могу сыграть громче и быстрее». Берман может. Вообще, не хочется слушать Листа в этой системе машинной инструментальной точности. Все очарование композитора пропадает. Техника все выжигает на своем пути. 

image.jpeg.32c66b729e94c8a1d7a5bdc69ac23f4a.jpeg

Владимир Ашкенази, 1959. Эта юношеская запись дает такую звучность, жгучую, будоражащую с демоническим зарядом, что не зря после нее кто-то из критиков назвал Владимира «Ойстрахом фортепиано». Игра сильная, виден порыв первой любви к фортепиано. Смело, настойчиво, повышает частоту пульса. Это еще тот замечатльный момент в жизни Ашкенази, когда он не был поглощен бесконечными концертами и записями. 

image.jpeg.4e3d3c5c8cec42eae7fc0d58013cbabe.jpeg

Геза Анда. Самый скрупулезный и стильный из листианцев, он предлагает блестящее, внимательное прочтение. Здесь есть вся его роскошь (волшебное кантабиле которое побудило Фуртвенглера назвать его "трубадуром клавира") и необыкновенная пианистическая элегантность. 

image.jpeg.90b055b6936541ac4ad002ce0efc334c.jpeg

Ван Клиберн. Меня по-доброму журили, что я оставляю без внимания этого пианиста, вызвавшего у нас в свое время переполох. Технически все как полагается у Вани сыграно «большими руками», со всем тем отполированным звуком, которым он был знаменит и который свел с ума Рихтера. Разгул свободолюбивого романтизма, так сказать. Что не нравится? Такое ощущение, что смотрю мультик Мики Мауса под музыку Листа. Кажется, что Клиберн воспринимает демонизм пьесы как шутку, а не отражение подлинно бурной и темной стороны натуры композитора.

image.jpeg.15c2607405d5c827da7fcfb01cefa88a.jpeg

Бегло 

Клиффорд Керзон и Артур Рубинштейн. Почему вместе? Керзон – настоящий патриций, вносит неповторимую утонченность, а Артур Рубинштейн – бойкий, энергичный. Оба исполнения великолепные, но оба какие-то скорее ласковые, чем демонические. Где риторика и лексикон зла Листа? Кстати, очень хорош Михаил Плетнев. Здесь, что вполне предсказуемо, есть невероятная техника и крылатая виртуозность, но главное – язвительное остроумие и сардоническая недосказанность. Вот это необходимо услышать в Вальсе. 

И, наконец, раздел 

АДВОКАТЫ ДЪЯВОЛА

 

Владимир Горовиц, 1979. Полное лукавых намеков, его выступление пылает в каждом штрихе. Может быть здесь уже и нет техники на миллион вольт, но фитилек горит славно и ярко. Горовиц, как всегда, пренебрегает условностями, перестраивается в зависимости от настроения, его исполнение наполнено дивертисментами, которые бы точно привели Листа в вострог. Есть тут и карикатурность, особенно в коде. Короче, как всегда «чертовски» хорош.

image.jpeg.98e5800a25c25f217cf001779619a713.jpeg

Дьёрдь Циффра. 1958. Его часто сравнивали с Горовицем ("более великий, чем Горовиц", - утверждала парижская пресса, прежде чем остановиться на более скромной оценке), но на самом деле их личности вряд ли могли быть настолько разными. Циффра сочетает точность метронома с грозовым электрическим разрядом. Такое замечательное чередование вялости и взлетающей бравурности. Завораживает. Циффра – это настоящий заряженно-демонический опыт.

image.jpeg.e19979186dc6fdaffdd63e8cb0b6fe48.jpeg

Евгений Киссин. 2003. Одна из лучших записей. Вряд ли игру Киссина можно назвать тонкой, но и сама музыка, наверное, не очень тонкая. Она оказывает воздействие через жестко противоположные контрасты и постоянную способность шокировать и пугать. Этот Вальс Киссин берет грубым, мужским штурмом. Дерзко, скоростно, точно и ядовито. 

image.jpeg.8489df601d846a54c027a31b83d551fb.jpeg

Святослав Рихтер. 1958. Такое ощущение, что Теодорович просто создан для этого произведения. Уникальная демоническая мощь. От силы и мастерства все прочтение живет и дышит таким чувством тревоги, что заставляет дрожать от страха. Только звук не очень хорош, но исполнение ошеломительное. Издана в UK, на лейбле Revelation. 1996. Там с этими изданиями были какие-то скандалы, не помню точно. Если кто в курсе - напишите, пожалуйста. 

image.jpeg.78c38f607a039b55d0d1e0eba1a0c917.jpeg

Из всех вышеперечисленных, лучший звук - в записи Кисина. Но все эти исполнения бесподобны и выходят далеко за пределы простой механики фортепианной игры.

  • Нравится 3
  • Спасибо! 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

09.06.2023 в 11:18, Штальбург сказал:

Пока, наконец, не послушал и нашел челюсть на своей груди…

Действительно, Гениально ! :listen:

Особое спасибо, Женя за Эрнеста Леви. 

 

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 часов назад, pusto58 сказал:

Два диска,входящих в четвертую часть,релизер не выложил.Именно там записана Соната Листа.

А как же это ?

Сейчас скачал, там всё есть...  сижу балдею в наушниках ! :listen:

https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3173985

Цикл из трёх томов на шести дисках.

https://rutracker.org/forum/tracker.php?nm=Ernst Levy

К сожалению на CD купить сейчас не представляется возможным, их попросту нет, за исключением одного предложения Б/У в США.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

27 минут назад, ishiwata san сказал:

Действительно, Гениально ! 

Говорят, Юра, что его пластинка в США валялась в дешевых супермаркетах, никому не нужная...А теперь не достать...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 минут назад, Штальбург сказал:

...А теперь не достать...

Кстати, такое нередко случается, тираж многих гениальных исполнений очень мал по причине, не раскрученности исполнителя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да,как-то двусмысленно я сформулировал.Точнее так: Соната Листа есть в первой части,это запись.которую сделал P.Bartok в 1956г.Релиз выложен неполносью-нет четвертой части из двух CD.Должно быть 4 части,8 CD.В четвертой части есть еще одна запись этой сонаты,студийная 1953г,плюс Баллада №2 Листа,тоже студийная.Соната сыграна несколько быстрее,чем в 1956г.Несмотря на некоторую странность записи(ощущение,что вторая часть сонаты записана в стерео)-она интересная.Если интересно-сброшу в личку.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Женщин пианисток тут что то маловато.. 

" Мелодия" вот издала в хайрез (!) и 5 июня на " всемизвестном"  появилось в разделе хайрез классики. Кому интересно. Мне её игра нравится.

image.jpeg.f6250ae8062f11fa12324ba87b5640ff.jpeg

 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 часов назад, Штальбург сказал:

Евгений Киссин. 2003. Одна из лучших записей.

А как же Плетнев ?   Вот на этом КД есть и Соната. 

 

new-38.jpg

new-40.jpg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

56 минут назад, Serg53 сказал:

Женщин пианисток тут что то маловато.. 

" Мелодия" вот издала в хайрез (!) и 5 июня на " всемизвестном"  появилось в разделе хайрез классики. Кому интересно. Мне её игра нравится.

image.jpeg.f6250ae8062f11fa12324ba87b5640ff.jpeg

 

А мне вот ее баховский ХТК не очень нравится после Гульда, Гульды и С.Рихтера. А вот ХТК Шостаковича у Николаевой очень хорошо получился. Да и само это произведение вроде бы стандарт прелюдий и фуг, но временами с довольно непривычными гармониями.   

R-1350024-1606243372-5117.jpg

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

36 минут назад, Serg53 сказал:

А как же Плетнев ? 

А Вы внимательно прочитайте Путеводитель, а не только на картинки внимание обращайте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, nikotin сказал:

А вот ХТК Шостаковича у Николаевой очень хорошо получился.

Только исполнение 1962 года. Кстати, исполнение Баха в Лейпциге Николаевой считается побудила Шостаковича к написанию прелюдий. По крайней мере, она всегда говорила, что он их задумал, услышав ее цикл. Никаких доказательств, правда, этому нет. Да, Шостаковича она играла с маниакальной регулярностью, считая это каким-то своим личным "крестовым походом". Запись 1962 года, безусловно, самая лучшая. В 1987 ее ремейк для Мелодии уже много хуже. Аляповатый, суматошный. Запись ритмически очень манерная. Техника стала очень жесткая, много неуклюжей и откровенно грубой игры. Смотреть как она играет вообще невозможно, выворачивает запястья, делает кучу лишних физических движений…Последняя запись 1991 года для Гипериона, к сожалению, просто изобилует кучей неточностей и погрешностей. Об этом много говорили и писали. После 62 года Николаеву слушать не следует. Уже даже в 91 году, выпущенный Мариосом Попадопулосом комплект Прелюдий демонстрирует просто космическое превосходство в технике и точности перед Николаевой. Единственное, что осталось у Николаевой - некое особое уникальное и очень проницательное внутреннее чувство музыки, и понимание культурного контекста. За это частично можно простить ей все ее недостатки. Но я все равно вместо «поздней» Николаевой даже Кейта Джаретта в Прелюдиях бы послушал с большим интересом. Правда, он очень неглубок. Если выбирать из поздних, то самым интересным комплектом Прелюдий и фуг будет комплект Ашкенази. Хотя, записи Николаевой 1962 года лучше, чем у Ашкенази. Но я все равно выберу Ашкенази. Да, и Рихтера, конечно. Он хоть и сыграл 16 прелюдий из 24, но КАК! Вот где философская глубина, раскрывается весь масштаб Шостаковича. А что уж касаемо Баха, то тут у Николаевой столько конкурентов, что о ней я думаю уж точно в последнюю очередь…

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

18 hours ago, pusto58 said:

На ресурсе,о котором идет речь,выложены три части бокса E.Levy.Два диска,входящих в четвертую часть,релизер не выложил.Именно там записана Соната Листа.

Кстати четвертый до сих продается на сайте лейбла, они также продают и первые три но CDR c artwork. 
https://www.marstonrecords.com/products/levy4?variant=11007691907
Кстати у них там много редкого и интересного
https://www.marstonrecords.com/collections/piano
https://www.marstonrecords.com/collections/piano/products/landmarks1

  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

45 минут назад, Штальбург сказал:

Но я все равно вместо «поздней» Николаевой даже Кейта Джаретта в Прелюдиях бы послушал с большим интересом. Правда, он очень неглубок.

Покупал я в свое время этот комплект Джаррета. Раза может три послушал, и так он и встал у меня на полку. Сначала любопытно было как джазовый пианист справится с Шостаковичем, но не впечатлил, как впрочем и другие его заигрывания с классикой. Да я и в джазе к нему отношусь явно без фанатизма. В семидесятых у него были действительно великолепные записи, причем я имею в виду не только знаменитый Концерт в Кельне. Но вот дальше он становился все монотонней и предсказуемей. 

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 минут назад, nikotin сказал:

Сначала любопытно было как джазовый пианист справится с Шостаковичем, но не впечатлил, как впрочем и другие его заигрывания с классикой.

Потрясающая беглость, очень тщательная артикуляция, ритмическая энергия – это все, что есть у Джаррета. Он пытается, кстати, асбсолютно следовать букве (это типично для джазовых музыкантов, которые берутся за классику), но духа музыки не понимает. 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Штальбург сказал:

А Вы внимательно прочитайте Путеводитель, а не только на картинки внимание обращайте.

Картинки таки нет - но касаемо вальса упомянут ( тут виноват и каюсь) но без ссылки на запись. Хотя он наверно всего один раз и записывал эти произведения Листа. А вот с сонатой даже не упомянут ( а и она на КД есть). Хотя мне нравится и тут его игра ( конечно как любителю ) - но возможно и правда не дотягивает до упомянутых Вами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, pusto58 сказал:

Если интересно-сброшу в личку.

Очень интересно, пожалуйста. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, nikotin сказал:

А мне вот ее баховский ХТК не очень нравится после Гульда

А я предпочту её.  Касаемо Гульда то не понимаю восторгов в отношении его записей. Вообще просто любителям классической музыки трудно словами объяснить почему одно исполнение и интерпретация цепляет а другие нет. Да и вообще тут мне кажется многое просто необъяснимо словами!

В исполнении Гульда мне кажется больше его самого чем Баха. И не уверен что самому Баху это понравилось бы...

Да и сам он был говоря мягко странная личность к тому же просто помешанная на аудио монтаже своих записей с разных кусков. Хотя хорошо играл и в живую на концертах ( есть у меня на виниле). 

Вот Рихтер совсем другое.  А так предпочту Гульду Николаеву! Не цепляет он меня и всё...:ab:

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, Serg53 сказал:

А так предпочту Гульду Николаеву! Не цепляет он меня и всё...:ab:

Ну чтож. Нормальная, прочувствованная точка зрения. Гульда или любят, или вообще не принимают. А мне нравятся и Святослав Рихтер, и Гленн Гульд. Каждый по своему. Первый оромантизированный, а второй математически выверенный. Два разных прочтения музыки Баха. Тут главное попасть в нужное настроение. 

 

8 минут назад, Serg53 сказал:

В исполнении Гульда мне кажется больше его самого чем Баха. И не уверен что самому Баху это понравилось бы...

А я думаю что наоборот. Во времена Баха ведь не было такого инструмента как современное фортепиано. Не было таких послезвучий. Клавирные произведения звучали более точечно. А это как раз ближе к исполнению Г.Гульда

  • Нравится 2
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 ГОДЫ СТРАНСТВИЙ. ТОМ I ШВЕЙЦАРИЯ

 ЛИСТ И БАЙРОН

image.png.28f8d3a16d36e34468f1cb4e86958b53.png

После публикации первых двух частей "Паломничества Чайльд Гарольда" в 1812 году лорд Байрон стал самым известным европейским поэтом. Лист чувствовал с ним общий творческий дух. Как Байрон был человеком, мифом и поэтом одновременно, так и Лист был человеком, мифом и «поэтом» клавира. Смелые, возмутительные, потрясающе виртуозные поэмы Байрона, ставшие бестселлерами, были очень похожи на фортепианную игру Листа.

Первой том «Годов странствий» (Швейцария) был связан с Байроном наиболее тесно. Пять из девяти произведений предваряются цитатами из «Поломничества Чайльд Гарольда». Но Байрон не был единственным источником вдохновения. Также цикл имел связь с «Годами странствий Вильгельма Мейстера» Гете. Кроме этого, Лист изменял название произведения на «Альбом путешественника». Это также имело сильный литературный подтекст, который отсылает к путевым дневникам, характерных для его эпохи - дневникам Гейне, мадам де Сталь и Гете. Но, прежде всего, это название связывало Листа с Жорж Санд. Они обменялись длинными открытыми письмами в ведущих парижских литературных журналах, излагая свои взгляды на искусство и политику. Двенадцать "Писем путешественника" Санд пользовались большой популярностью у читателей.

Однажды Лист заявил, что считает талант пианиста настолько малозначительным, что предпочел бы прослыть хорошим писателем. Он говорил, что нет ничего смехотворнее странствующего музыканта, воспринимал себя «бесполезным клоуном и злосчастным трубадуром». Путешествия Листа имели такую же большую популярность, как и у Жорж Санд. Его "Путевые письма бакалавра музыки" широко распространялись в переводах по всей Европе. Как он мог что-то еще писать при его гастрольном графике – загадка… И в эти годы путешествий он еще и сочинял свои многочисленные транскрипции популярных опер, а также их исполнял. 

Во время своего концертного турне по Великобритании в начале 1840-х годов, того самого исторического турне, когда в Лондоне он впервые ввел в обиход термин «сольный концерт», Лист посетил родовой дом Байрона - Ньюстедское аббатство близ Ноттингема. 

image.png.c466d3beb4c1af4abc99305213851cb5.png

В письмах к своей возлюбленной Мари д'Агу он выражал свой восторг: «Когда я покидал Ньюстедское аббатство, стон сосен пробуждал во мне соответствующие гармонии, и я пел, и размышлял вслух. Когда-нибудь я запишу все это». 

Байронический герой

Байронический герой был главным аспектом привлекательности английского поэта. Одинокий гений, находящийся за гранью социальных условностей. Хитклиф, Рочестер, Печорин, Онегин, Джеймс Бонд… Конрад из байроновского «Корсара» - яркий пример:

image.png.e219ee23baf02ec12ad8ea0c6f010d06.png

В галерее главных исторических фигур первой половины девятнадцатого века Наполеон и Байрон упоминались на одном дыхании. В конце 1830-х годов Лист мгновенно ворвался в эту компанию. Его называли «Наполеоном фортепиано». Даже по внешнему виду, Лист был похож и на Бонапарта, и на Байрона. На литографии 1840 года мы видим его байронический вид в расшитом дорожном пальто. Под фотографией Лист собственноручно написал вторую строфу стихотворения Байрона, адресованного Томасу Муру, другу и биографу английского поэта:

  Вздох я шлю друзьям сердечным
  И усмешку — злым врагам.

  Не согнусь под ветром встречным
  И в бою нигде не сдам.

image.png.3be571f39415f6a03a3a260aa13033b9.png

Байрон был человеком действия, с активной социальной позицией. Это увлекало и молодого Ференца Листа, чьи устремления как пианиста и композитора были глубоко переплетены с активным политическим сознанием. Он провозглашал свою солидарность с Июльской революцией 1830 года в Париже, угнетенными ткачами Лиона в 1831-м и жертвами революции Венгрии в 1838-м. Гете говорил, что Байрон погиб от своего «необузданного темперамента». Лист испытывал огромную тягу к «необузданному темпераменту» Байрона, признавая в нем родственную душу.

Все строки Байрона, цитируемые Листом в качестве эпиграфов в швейцарском томе "Années", взяты из песни III "Паломничества Чайльд Гарольда". В частности, они относятся к тому моменту повествования, когда Гарольд оказывается в Швейцарии. Байрон тоже был в Швейцарии, когда писал эту песнь, только что покинув Англию. Подобно гётевскому Вильгельму Мейстеру (и подобно Оберману), изгнанный Гарольд/Байрон - странник, ищущий утешения, одиночества и самопознания. Он взывает к возвышенности швейцарского пейзажа, ища убежища во всеохватывающей силе природы. 

image.png.b945e4cb6e936866e43afc8a36bfcd80.png

Лист ставит эпиграфом к своим «Странствиям» слова Байрона, который в двух строчках отразил всю суть отношения поэта-романтика к природе:

   Я сам - ничто; я - есть частица

   Того, что вижу лишь вокруг…»

И Лист, и Байрон должны были глубоко осознавать женевскую ауру Руссо, который там родился и жил. Его роман "Юлия или Новая Элоиза", первоначальное название которого - "Письма двух влюбленных, живущих в маленьком городке у подножия Альп", стал одним из главных литературных произведений конца восемнадцатого века. Его повествование об искренней любви в контексте восторженных описаний швейцарских пейзажей оказало огромное влияние на развитие романтизма. Руссо создал тему единства природы и любви, которая для Листа имела большое значение в этот период глубоких чувств к д'Агу. 

Ритм, музыкальность языка Байрона оказывает огромное влияние на музыку Листа. Основной целью композитора было создание аудио-аналога чтения художественной литературы. Зрители должны были услышать в музыке тот же реализм, ту же эмоциональную силу, какую они получали, читая литературное произведение. «Годы странствий» — это глубоко личный музыкальный дневник Листа, коллекция поэтических фрагментов, пианистическая тональная живопись, преобразование поэтических строк в музыкальный опыт. Музыка Листа вводит нас в мир Байрона в той же степени, что и мир Байрона - в мир Листа. 

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ГОДЫ СТРАНСТВИЙ: ШВЕЙЦАРИЯ

 1.Часовня Вильгельма Телля 

image.png.4b5cc233ff79ed33eb2f3db81068608f.png

Это иллюстрации немецкого художника Роберта Кречмера, который прославился оформлением книги Альфреда Брема «Жизнь животных».

 Название вступительной пьесы отсылает нас к гордому национальному самосознанию Швейцарии через ее знаменитого народного героя Вильгельма Телля. Воображение Листа оживает, когда он натыкается на часовню на берегу Люцернского озера, посвященную швейцарскому герою. Композитор надевает на себя мантию Гарольда/Байрона в образе Телля. Произведение вызывает в памяти героизм и величие горных пейзажей, эхо альпийских рожков и религиозный трепет интерьера часовни. Музыка захватывает живописным великолепием, почти кинематографическим эффектом, требуя от исполнителя непоколебимой уверенности, смелости и гордой демонстрации музыкальной риторики. Эту неподражаемую листовскую манеру мы снова встретим в "Долине Обермана" – самом известном произведении первого тома. Кроме всего прочего, Лист жил в Веймаре, где ранее жил Шиллер, написавший пьесу «Вильгельм Телль». Россини привлек внимание оперной публики к "Теллю" своим "Вильгельмом Теллем" на либретто, основанном на пьесе Шиллера. А Лист переписал знаменитую увертюру из оперы для фортепиано и сделал ее одним из основных номеров своих концертных программ. Транскрипция Листа занимает важейшее место в истории концертного пианизма. На своем первом сольном концерте композитор исполнил именно эту транскрипцию. 

 Аррау

https://www.youtube.com/watch?v=8agFRBB2LT8

 2. На Валлендштадском озере

image.jpeg.a4602dc08d79dbb31ded65529a3da02d.jpeg

У Байрона в «Чайльд Гарольде» было озеро Леман, а у Листа – Валленштадт. Именно здесь они с Мари остановились на несколько дней по пути в Женеву. д'Агу потом вспоминала: «Берега озера Валенштадт задержали нас на некоторое время. Там Франц написал для меня меланхоличную гармонию, подражая вздоху волн и каденции весел, которую я никогда не могла слушать без слез». Героическая линия жизни, представленная в "Часовне Вильгельма Телля", уступает место пасторальной простоте. 

image.png.9acc7b299f086f9441e42892ad99639e.png

Франческо Пьемонтези (видео)

https://www.youtube.com/watch?v=jAM6vrLsymI

3. Пастораль

Лазарь Берман (аудио)

https://www.youtube.com/watch?v=6VNIJfUb6Bc

4. На берегу ручья посвящены теме прелестей горной природы и тишине сельской жизни. В принципе все эти три пьесы обоазуют некий целостный взгляд на альпийский пейзаж. Эпиграф взят из стихотворения Шиллера "Беглец" - "У шелестящей прохлады начинаются игры юной натуры". Мир рождается из чистого горного ручья. И тут тоже все сложно понять без контекста. Шуберт переложил "Беглеца" в виде песни, и отсюда Лист хорошо знал это стихотворение. Тема Шиллера является версией темы странника. Образы невинной природы накладываются на болезненные воспоминания беглеца, изолированного от общества. 

Перайая (аудио)

https://www.youtube.com/watch?v=Llrg6K9u8Ns

 5. Гроза. 

image.jpeg.108d48e2347581fe58e20f621cc5ebf3.jpeg

В этот момент повествование радикально меняется. Начальные такты, как молния, сокрушают пастораль. Это яростная грозовая музыка высшего пилотажа, и она напоминает нам о том, что вызывание грозы было одним из основных компонентов публичных импровизаций Листа. На первый план выдвигается виртуозность исполнителя. Фортепианная техника становится неотъемлемой частью образного эффекта. Начинается музыкальный театр, требующей от исполнения виртуозности немыслимого уровня. Бури — это чудеса природы, а бури Листа - чудеса нового вида пианизма. Барон и тут приходит на помощь в виде эпиграфа:

image.png.01d4a9d3659c1e18b9aa71ca7bc7d549.png

Хорхе Боле (аудио)

https://www.youtube.com/watch?v=CsXzfFbmPtA

 6. Долина Обермана

Эпиграфом служат строчки – кульминация байроновского образа грозы. 

image.png.3cbcc14dc55c5685d564b7fe52121a60.png

Поэт сетует, что в нем самом заложен тот же потенциал, что и в молнии, озаряющей и сокрушающей скалы долины Роны, хотя он и не может сравниться с ней по космическому великолепию. У Листа была такая же страстная вера в выразительную силу искусства, и в этой части она достигает своего апофеоза. В Грозе и Долине мы можем почувствовать присутствие байронического героя - человека, борющегося со стихией. Музыка включает теперь в свою орбиту и Сенанкура (автора «Обермана») и Байрона. Наконец, страница переворачивается…

 В.Горовиц (аудио)

https://www.youtube.com/watch?v=ycXyKrlZTkc

 Евгений Киссин (видео)

https://www.youtube.com/watch?v=AbnPiQ-VaBc

 7. Эклога. 

Перед нами безоблачное небо и возвращение к пасторальному блаженству. 

image.png.4bab6eb5e3583256d93b628050234c40.png

Мы понимаем Байрона в его стилизованной пасторальной позе через музыку Листа в пасторальном стиле, и наше восприятие поэзии углубляется. Чистый воздух утра «смеется над тучами».

8.Тоска по родине

Эта часть посвящена швейцарской народной «Балладе о корове» (Ranz des vaches). Это -мелодии, исполняемые на альпийском роге швейцарскими пастухами как выражение их любви и тоски по дому, по своему уголку мира (имеют такое же значение, как блюз или фламенко). 

Руссо знал все о ranz-des-vaches и впервые определил их в своем "Музыкальном словаре. Он писал, что мелодии возникают "из обычаев, воспоминаний и тысячи обстоятельств, которые, повторяемые теми, кто их слышит, и напоминающие им об их стране, наслаждениях прошлого, их молодости и всех радостях жизни, возбуждают в них горькую печаль об их утрате". Музыка действует не столько как музыка, сколько как памятный знак. Лист отождествляет себя с болью тоски, силой чувства, вдохновляющего музыку пастухов.

Перед этой частью Лист цитирует огромный отрывок из Сенанкура, где тот говорит об иерархии чувств, в которой главное место занимает слух. Писатель даже утверждает, что романтизм сам по себе является слуховым сознанием. Сама природа демонстрирует, что самые сильные импульсы души приходят через слух: "Голос любимой женщины будет даже прекраснее ее черт; звуки возвышенных мест произведут более глубокое и неизгладимое впечатление, чем их формы". В этих словах – вся суть «Годов странствий» Листа. Она связана с тем, что последует далее, в "Женевских колоколах» где мы слышим "голос любимой женщины", а в начале и конце - женевские колокола, "звуки возвышенных мест".

 Бертран Шамайю (аудио)

https://www.youtube.com/watch?v=vqluQTcDozg

 9. Женевские колокола

Заключительное произведение обеспечивает катарсис. Том начинается с революции и заканчивается миром. Это - гимн любви, в нем заключен основной философский смысл всего тома. Красота, Любовь и Природа объединяются. Актуальность этого для Листа в момент рождения его первого ребенка трудно переоценить. Бландина была частью его самого, Мари д'Агульт, Швейцарских Альп, через которые они путешествовали и пережили как глубоко личное откровение, отраженное в литературе, которую читали. Жизнь, пейзаж и литература стали единым целым. Музыка начинается с напоминания о колоколах, слышимых издалека. Центральная часть - один из самых прекрасных гимнов любви, когда-либо написанных Листом. 

 Лазарь Берман (аудио)

https://www.youtube.com/watch?v=ZTIlVn30k4M

 

 

 

  • Нравится 3
  • Спасибо! 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Штальбург сказал:

ГОДЫ СТРАНСТВИЙ: ШВЕЙЦАРИЯ

Спасибо! Невероятно здорово и познавательно написали! И Бермана вспомнили...

А вот отрывок из романа Мураками . Думаю это и его мнение об исполнителях - а он большой знаток не только джаза но и классики: 

"– А это кто играет?

– Лазарь Берман, русский пианист. Так исполняет Листа, как художник пейзажи пишет. Фортепьянные пьесы у Листа принято считать слишком техничными, неглубокими. Но вот, пожалуйста: среди них попадаются и такие, как бы с вывертом. А если внимательно переслушать все, можно понять, сколько глубины таится за этой внешней техничностью. Особенно здесь, в «Тоске по родине». Среди современных пианистов почти никто не умеет исполнять Листа правильно и красиво. На мой вкус, из сравнительно недавних это Берман, а из совсем старых – только Клаудио Аррау. И больше никто…"  :ab:

 

  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ГОДЫ СТРАНСТВИЙ: ТОМ II. ИТАЛИЯ

Второй том посвящен произведениям искусства и литературы. Лист познакомился с итальянским искусством и поэзией эпохи Возрождения - Данте, Рафаэлем, Микеланджело и великой любовной поэзией Франческо Петрарки. Музыка и любовь – это давний союз. Начальные строчки из «Двенадцатой ночи» Шекспира подходят к этому лучше всего: «О музыка, ты пища для любви! Играйте же, любовь мою насытьте». Музыка — это не просто аккомпанемент любви, выражение любви, а пища, которая ее питает. Музыка поддерживает любовь. Поэты и романисты французского романтизма, многие из которых были друзьями Листа - Гюго, Сент-Бев, Ламартин, Бальзак, де Мюссе - постоянно ссылались на Петрарку, подражали Петрарке, изобретали его заново.

image.jpeg.df8cc60451877c14612ef3e1f9ab7e59.jpeg

1. "Sposalizio" («Обручение», на картину Рафаэля 'Обручение Девы Марии) – это довольно сложная гармония, с помощью которой Лист пытается воспроизвести атмосферу возвышенной невинности. Начальная мелодическая фигура выглядит импровизационной. Она накладывается на кантабильную тему и выглядит как экзотическое заклинание. Очень напоминает Дебюсси.  

2. "Il penseroso" (Мыслитель) потрясающе предвосхищает вагнеровскую гармонию. Она отсылает к скульптуре и стихотворению Микеланджело, чье четверостишие "Ночь" служит подсказкой к музыке:

Отрадно спать - отрадней камнем быть.
О, в этот век - преступный и постыдный -
Не жить, не чувствовать - удел завидный...
Прошу: молчи - не смей меня будить.

Скульптура представляет собой изваяние на гробнице Лоренцо Медичи во Флоренции.

image.jpeg.a58b4903466b63d6c904452fe8208073.jpeg

Лист хотел, чтобы это произведение, в расширенной оркестровой версии, было исполнено на его на собственных похоронах.

3. 'Canzonetta del Salvator Rosa' (Канцона Сальваторе Розы) - беззаботная маршевая песня, является более поздним дополнением к собранию. Аллюзии в ней, по-видимому, тройные: 

- На Сальватора Розу – итальянского художника эпохи барокко, чей автопортрет, хранящийся в Национальной галерее в Лондоне, обнаруживает удивительное физическое сходство с самим Листом. 

 image.jpeg.e7fa1781353fa4df7a3192aa9c76d3e5.jpeg

- Сальватор Роза всегда был для Листа олицетворением многостороннего, жизнерадостного, свободного от условностей художника. Сальватор Роза - искатель приключений, который написал слова, цитируемые Листом:

Я часто меняю место,
Но я никогда не меняю своего желания. 

Все тот же огонь будет во мне,
И я всегда останусь тем же.

Художник Кречмер сделал две иллюстрации к этой пьесе Листа. Он помещает автопортрет Роза и цветы, потому что художник любил рисовать всяческую растительность и самого себя. 

image.jpeg.ac879b61fc8432225d398806f3d0cdee.jpeg

Цветы трактуют как символ молодой жизни, жизненной силы и жизнерадостности. Однако в пьесе есть и сильная минорная окраска, которая, по-видимому, указывает на то, что цветы вянут, любой жизни приходит конец, а что будет после смерти – никто не знает. Эта неизветсность пугает…

- Кроме этого, мелодия пьесы – это еще и аранжировка музыки итальянского композитора Джованни Бонончини. 

4. Сонет 47. Три сонета Петрарки являются очень свободными транскрипциями песен, написанных Листом. В Сонете Петрарка благословляет час, когда Лаура бросила на него свой первый взгляд, несмотря на тоску, боль и слезы, которые она принесла с собой. 

image.jpeg.b16399f6c0ea1c5a16d78d588a1350da.jpeg

Благословляю день, и месяц, и годину,
И час божественный, и чудное мгновенье,
И тот волшебный край, где зрел я, как виденье,
Прекрасные глаза, всех мук моих причину.

Имя Лаура становится центром сложной паутины символизма и игры слов, которая проходит через все стихотворения, и не в последнюю очередь ассоциация Лауры с лавром - символом славы. Лавровый венец был величайшей честью, которой удостаивались поэты-лауреаты, одним из которых был Петрарка. Поэзия — это путь к своего рода бессмертию.

Листья лаврового дерева изображены среди множества роскошных иллюстраций в первом издании "Années de pèlerinage-Italie". Каждое из произведений Петрарки предваряется цветным офортом с изображением ветви лавра. 

image.jpeg.29787095e32ae419d5c56d1ee51e0ecc.jpeg

На стебле и листьях выгравированы каламбурные слова: "И слава его [лавра] росла вместе с его любовью к Лауре"

 5. Сонет 104 рассказывает о двойственности любовного чувства. Стихотворение рассказывает о его леденящем сиянии, боли, опустошенности, глубоком разочаровании, которое оно несет. 

«И, полюбив, себя презрел я в тот же час».

И далее самое важное:

Нет мира, хоть настал давно конец войне;
Надеюсь и боюсь, зажгусь и вновь остыну;
Ничем и всей Землей владею наравне.
Взлетаю в небо я и падаю в пучину.

Возможно, что все эти противоположные чувства были связано с тем, что ощущал Лист в этот момент в отношениях с Мари, которая препятствовала его творческой самореализации.
image.jpeg.18180b8bf518fca5fb7dfa040b58f1c0.jpeg

6. Сонет 123 переносит нас в неземное состояние. Лаура теперь выглядит ангелом. Ее слезы способны размягчить камни и остановить реки. Ее слова так нежны, что даже

ближе небо, внемля ей, нагнулось;
И воздух был разнежен ею столь,
Что ни листка в ветвях не шелохнулось.

Лаура отождествляется с духовной сущностью, потому что теперь она может присутствовать только в поэтическом сознании. 

image.jpeg.14519e9214ca5f0f4537a70513dd8d90.jpeg

7. По прочтении Данте. Название взято из стихотворения Виктора Гюго, которое начинается строкой: 

Описывая Ад, жизнь описал поэт.
Да, это жизнь его, для нас сомненья нет!

Брендель считает, что "Это произведение так близко к Берлиозу, как ничто из написанного Листом, но при этом поразительно оригинально". Оно по праву носит подзаголовок "Фантазия-соната". 

image.jpeg.0d29fa17ca80f40df0d8a66ac0617c36.jpeg

 

Второй том в исполнении Бренделя

 

  • Нравится 3
  • Спасибо! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Евгений, скажите пожалуйста, а почему запись-ролик А.Бренделя? :)

Какой же у него фантастический Шуберт, тут я мало вменяемый, и мне очень очень нравится как он исполняет-чувствует его музыку....

А Лист? Сколько я раз не слушал эти записи.... Ничего с собой сделать не могу - мимо, и все.....

Простоя не умею слышать в его исполнении что то важное?

Мне кажется, что есть исполнители Листа интереснее (но понимаю, это на мой "вкус") :)  

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

35 минут назад, Олег Б сказал:

Какой же у него фантастический Шуберт, тут я мало вменяемый, и мне очень очень нравится как он исполняет-чувствует его музыку....

А Лист? Сколько я раз не слушал эти записи.... Ничего с собой сделать не могу - мимо, и все.....

У меня кстати абсолютно так же. Сонаты Шуберта у Бренделя просто космос. Я после него другие исполнения и слушать не могу. А вот Листа у него я тоже совсем не понял.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 Поделиться

×
×
  • Создать...