Фортепиано в классике - Страница 11 - Гармония класски - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Фортепиано в классике


Штальбург
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

44 минуты назад, Staudio сказал:

Чайковского в моем понимании очень сложно играть. Он был очень тонко чувствующей натурой. Будь у него другой тип темперамента, наверное, мог бы быть на грани безумия.

У меня дочка  во времена когда даже преподаватели смотрели только в сторону Запада окончила Академию художеств в Питере.  И там внушали что Чайковский малоинтересен и вообще вторичен и подражатель .  Типа так ... почти попса :D 

  • Смешно :) 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 899
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

  • Moderators
12 минут назад, Serg53 сказал:

У меня дочка  во времена когда даже преподаватели смотрели только в сторону Запада окончила Академию художеств в Питере.  И там внушали что Чайковский малоинтересен и вообще вторичен и подражатель .  Типа так ... почти попса :D 

Смешно и грустно.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

27.05.2023 в 16:21, Штальбург сказал:

 

По мне у Аббадо лучшее — это

1. Это, конечно же, Равель и Прокофьев. 3-й концерт Прокофьева абсолютно пламенный, Равель очень сдержанный, но это уже классическая запись. Нетленка. Но я этому концерту хочу посвятить отдельную тему и подробный путеводитель. У Аббадо и Марты есть серьезные конкуренты. 

image.png.ac5bf995ddd0ffd385e0f3efde50df16.png

 

2. Это запись моцартовских концертов с Пиреш. Именно с Пиреш! Кристальный тон фортепиано Пиреш в сочетании с чутким дирижированием Аббадо. Энергичное и яркое исполнение. Считаю, что одно из лучших у дирижера. 

image.png.908674cd8e606628a1ea6b744360f00e.png

 

Очень хороша запись 2-ого Брамса с Бренделем. Я ее в путеводителе по Брамсу отмечал. Лучше, чем с Поллини.

image.png.6088ac1f22faf25e37fff70c22c3e316.png

 

Из остального, для тебя как любителя скрипки, отмечу

1. Концерт для скрипки Чайковского. Аббадо и Мильштейн, DG, 1972 – выдающийся. Сейчас это – эталон. 

2. Бетховен-Берг, Скрипичные концерты, Harmonia Mundi, 2012. Одна из последних записей Аббадо, просто потрясающая сольная игра Изабель Фауст и идеальная оркестровая работа Аббадо. 

3. Бетховен Симфонии № 5, 6 и 9. Берлинский филармонический оркестр DG (2 диска). Три лучших исполнения из знаменитого сборника Аббадо и Берлинской филармонии 2000 года. Вообще, последние работы Аббадо впечатляют. 

4. Малер Симфония № 7 Чикагский симфонический оркестр DG, 1984 Еще один эталон. 

У Аббадо очень хорошо получался Россини. У меня его диск Увертюр на виниле, и он мне очень нравится. И легкость, и искрометность, и ирония в этих записях очень привлекает. Ну и оперы его хвалят, особенно Верди и Россини, но я не оперный человек...

А по поводу "брать коробочку или не брать", я советовать ничего не буду, потому что ты все равно возьмешь.:)

Я бы еще хотел выделить у Аббадо концерты Моцарта с Рудольфом Серкиным и Фридрихом Гульдой. Мне кажется, что Моцарт для Аббадо вообще один из главных композиторов - в том смысле, что очень хорошо получался.

Что касается Малера, как раз недавно начал слушать записи Аббадо. У меня в общем-то система ценностей по малеровским дирижерам практически сформирована, осталось определиться как раз с Аббадо и, пожалуй, Нойманом. 

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

24.05.2023 в 07:59, Штальбург сказал:

 

Сольный концерт или концерт с БСО?

image.png.164bc174b162a903db41b63b8500069b.png

 

Вот на какую тему хотелось бы сегодня порассуждать. Я давно заметил, даже по этой ветке, что концерты для фортепиано с оркестром пользуются большей популярностью, чем фортепиано соло. У меня возникает вопрос: а правильно ли это?

Давайте подумаем. Скажем, если вы хотите насладиться игрой какого-то пианиста, то определенно сольный концерт - в приоритете. Продолжительность концерта с БСО редко превышает 30 минут. Самая короткая программа сольного концерта обычно - не менее 70 минут. Другой показатель разницы между концертом с симфоническим и сольным - сами названия. Термин «концерт» восходит к словам соглашение, союз, где основное внимание уделяется единству, достигнутому между солистом и оркестром. Сольный концерт, с другой стороны, сосредоточен именно на исполнении солиста, в котором пианист имеет возможность дать публике полный отчет о своих способностях. Когда слышишь, как солист играет с оркестром, можно узнать, насколько хорошо или плохо он способен играть с оркестром. Может ли он или она успешно работать с другими людьми? Способен ли музыкант общаться с другими музыкантами? В сольнике чувства и идеи напрямую передаются от музыканта аудтории.

Кроме того, сольные и камерные музыкальные произведения величайших композиторов обычно еще прекраснее, чем их симфонические. Почему? Композиторы, как правило, писали масштабные композиции для заработка, популярности, раскрутки, а более мелкие - для себя и друзей. Чаще всего, эти небольшие произведения представляли собой дистилляцию их гения. Когда Брамс писал свои скрипичные сонаты и сонаты для фортепиано, он сочинял музыку для двух своих самых старых и дорогих друзей - скрипача Йозефа Иоахима и пианистки Клары Шуман. Многочисленные малые произведения композиторы писали для своих возлюбленных. Бетховен сочинял свои 32 фортепианные сонаты и Вариации Диабелли на своем инструменте, чьи возможности и ресурсы он знал досконально. 

Для меня, сольный концерт — это центр фортепианного репертуара, и это, безусловно самое приятное занятие для пианиста. Опять вопрос: почему? Когда пианист готовит концерт с БСО, у него есть ограниченное количество репетиций, в которых он зависит от дирижера и оркестра. В сольной литературе он может потратить неограниченное количество времени, пока не скажет: «Все. Ничего другого я придумать не могу». И так чувствуют все пианисты. 

Я помню, как Ефим Бронфман рассказывал, что, когда он в Америке решил поставить в программу гигантскую сонату Чайковского «Соната соль мажор», которая длится 30 минут и более, то никаких проблем у него не возникало. Но, как он говорил, если бы решил играть сравнительно сложный и незнакомый русский концерт – допустим Глазунова, Медтнера или даже Скрябина, то было бы трудно или даже невозможно найти оркестр, готовый его исполнять. Потому что дирижеры и оркестры на Западе их просто не знают, а значит такие произведения требуют серьезных инвестиций в дополнительное репетиционное время. Когда пианист составляет программы сольных концертов, то он может быть гораздо более изобретательным и независимым в выборе репертуара.

Кроме того, пианист на сольную программу тратит больше времени, делает все тщательно и эмоционально вовлеченно. Например, во время двухсотлетия Листа в 2011 году, Евгений Кисин гастролировал с программой, полностью состоящей из Листа в сольных концертах, а с БСО исполнял концерт Грига ля минор. Хотя Кисин до этого много исполнял разного Листа в предыдущих сезонах, он посвятил почти три месяца на подготовку сольной программы. Для концерта Грига ему потребовалось всего несколько репетиций. Вот каковы инвестиции в сольник по сравнению с концертом с БСО. 

Но самое печальное состоит в том, что сокращается число сольных концертов и серьёзно. Причина обычно состоит в том, что хорошие пианисты стоят дорого, но они не набирают залы. Нужно заполнить зал, чтобы оправдать большой гонарар. А почему не набирают? Да потому что в жизни аудитории настолько доминируют телевидение и интернет, что люди стали реагировать только на визуальные, нежели звуковые стимулы. Публике нужна большая картинка. В принципе, люди утрачивают способность слушать. 

В конце 19-го века и начале 20-го века, место, которое сейчас занимают телевидение и Интернет, в центре дома занимало фортепиано. В те времена вечернее развлечением для семьи было собраться вокруг инструмента и заниматься музыкой. И если в город приезжал хороший пианист, то все хотели пойти его послушать.

Я убежден, что есть такие великие музыканты, например, как Фрейре, Моравец или Раду Лупу, которые настолько тонкие, что слушать их вне сольного концерта - пустая трата времени. Вы знаете, каким пианистам завидуют другие пианисты больше всего? Тем, кто имеет роскошь сконцентрироваться на сольных концертах и не зависеть от концертных ангажементов. 

Именно на сольнике открывается вся магия инструмента. Вот почему звезды фортепиано всегда ярче всего сияют в сольном концерте.

Лично у меня совершенно точно любимый жанр - симфония, 2-й - концерт для фортепиано с оркестром, а потом уже фортепиано соло. Не говорю, что это правильно, просто так получилось)). Если пытаться рассуждать объективно - наверное, Вы правы. Например, у Листа сольные произведения явно более весомы, чем концерты. Может быть, и у Шопена. Вот у Рахманинова, я считаю, все же наоборот. А вообще, тема действительно для обсуждения очень интересная.

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дорогие друзья!

Давно хотел это сделать. Посвятить целый месяц исключительно Ференцу Листу. Посты будут отражать различные стороны жизни и творчества этого гениального музыканта. И, конечно же, планирую целый ряд Путеводителей по фортепианным произведениям. Итак, Листомания начинается!

image.png.3bc2a5c70f7174a62f194b27e1cdcfa7.png

Как музыкант он пришел из ниоткуда или, если хотите, отовсюду. Со всех концов Европы. Первый странствующий музыкант, пилигрим, апатрид и космополит. Пианино было естественным инструментом для его пальцев, феноменальных по изяществу, силе и гибкости. Звезда, идол, повторивший магию Паганини на фортепиано, и в тоже время - чужак в том веке, в котором всегда казался пришельцем из другого мира. Только человек, сотканный из противоречивой смеси религиозного рвения и тщеславного мастерства, мог создать такой стилистический парад как Дантову симфонию и Большой хроматический галоп, ораторию «Христос» и Мефисто-вальс № 1. Тщеславный и религиозный, капризный и благородный, эгоистичный и бескорыстный, самодовольный и неуверенный в себе, шоумен и гений – это все один человек, описавший себя как «наполовину цыган, наполовину францисканский монах». Он зарабатывал много денег, и практически все раздавал. Как человек и музыкант, он был воплощением открытости и щедрости. Лист никогда не брал деньги за свои уроки. У него никогда не было ни недвижимости, ни даже кареты и лошадей. Зато он владел роялем и великолепной библиотекой. После выхода на пенсию, композитор жил в благородной бедности, отказавшись от предложения совершить турне по Америке за баснословную сумму денег. 

Какими только эпитетами не описывали Листа в период его сольной карьеры! Полифем фортепиано, гигант, укротитель тигров, новая Ниагара, крылатое существо…Берлиоз вспоминает его исполнение первой части «Лунной сонаты» в полутемной комнате: «Это была тень Бетховена, созданная виртуозом, чей голос мы слушали. Мы трепетали в тишине, а когда прозвучал последний аккорд, никто не заговорил – все были в слезах". Ганс Христиан Андерсен услышал его в Гамбурге: "Когда Лист вошел, зал словно пронзило электрическим током. Большинство дам поднялись. На всех лицах вспыхнул солнечный луч, как будто каждый глаз увидел дорогого и любимого друга». А вот Роберт Шуман: "Я не видел ни одного артиста, кроме Паганини, который бы обладал способностью подчинять, возвышать и вести за собой публику в такой высокой степени, как Лист". 

Он играл с характерной только для него улыбкой. Вот как это описывает одна американка, вместе с подругой посетившая Листа в его доме: «А как он улыбается, когда играет! Поначалу мы, по простоте душевной думали, что он улыбается нам, но потом оказалось, что это просто музыка в душе освещает его лицо. Оно целиком меняется, сияет, становится величественным. Мы забыли, где находимся. Забыли, что седой мужчина - знаменитый Лист, и, когда угас последний слабый аккорд, забыли что-либо произнести, сидя в полной тишине, совершенно потерянные". 

Вынужденный творить с поистине феноменальной скоростью и энергией, он отражал в своем искусстве все мимолетные нюансы своей жизни, своего кипучего интеллекта и воображения. И если результаты были неровными, менее совершенными, чем, скажем, у Шопена, их можно рассматривать как отражение большей духовной широты, щедрости и размаха. То, чем мы восхищаемся у Листа, было кульминацией его интенсивных личных страданий. Постоянное колебание между мирским признанием и духовным уединением, постоянное противоречие между личной и общественной сторонами его натуры, неизменно находятся в центре многочисленных кризисов музыканта. И одним из самых странных и глубоких продуктов этих внутренних терзаний стали, все еще вызывающие споры, эксперименты последних лет его жизни - музыка странного, призрачного и сурового пророчества. Лист порывает с условностями традиции, освобождается от равновесия, симметрии и формы, свободно экспериментируя с атональностью, асимметрией, диссонансом и поразительным чувством незавершенности. Современники Листа увидели в нем опасного апостола хаоса, далекого от истинного искусства. Только более позднему поколению композиторов было дано понять и восхититься мужеством и пророческой силой композитора. Да что там! Без Листа у нас не было бы симфонических поэм Штрауса, тематических трансформаций и постоянных модуляций Франка и Вагнера, ранних попыток движения в сторону атональности Бартока и Шенберга, не было бы революции Стравинского и "импрессионизма" Дебюсси. Возможно, у нас даже не было бы концертов Сен-Санса, Грига, Рахманинова и Прокофьева!

Только сейчас мы начали приближаться к пониманию сложности и многогранности этого гения. Александр Зилоти, учивший своего двоюродного брата Сергея Рахманинова, вспоминал: «За всю свою жизнь я повстречал много замечательных личностей среди музыкантов, но никогда - ни раньше, ни позже - я не видел никого столь впечатляющего, как Лист. Достаточно было сказать ему "доброе утро", чтобы мгновенно и инстинктивно понять, что в нем есть что-то величественное, богоподобное и почувствовать, что он - великий всеобъемлющий дух». 

Кого из нас будут вспоминать в таких же выражениях? )

 

P.S.  

В начале поста - необычный портрет Листа, выполненный  художником Хади Карими, который занимается фотореалистичными портретами в 3D с использованием цифровых технологий. Листа художник изображает в середине или конце тридцатых годов, когда тот был на пике своей карьеры. Именно тогда он написал "Венгерскую рапсодию № 2" и "Кампанеллу". Его основными источником была фотография Листа, сделанная Францем Ханфштанглем в 1858 году.  

 image.png.2c3d104d0bcb96d7d7da8307d77e018b.png

Поскольку художник хотел изобразить молодого Листа, его посмертная маска была не очень полезной, но у Листа также была прижизненная маска, выполненная итальянским скульптором Лоренцо Бартолини в 1838 году

image.png.dfa216aafd7ff585ca305c852a0113b0.png

Началась работа над тонкостями структуры лица. 

image.png.431e94f147c05c6efe1e8c12f5bf73a8.png

Карими изучил свидетельства о внешности Листа из первых рук людьми, которые его знали. Из этих источников мы узнаем, что у композитора была бледная кожа, глаза лесного цвета и каштановые волосы. Результат - перед вашими глазами. 

  • Нравится 2
  • Спасибо! 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

О, отлично! Для меня это последние года полтора главный фортепианный композитор. Как-то на уровне вызываемых эмоций он мне кажется ближе, чем Шопен, например.Творчество колоссальное по объему, разобрался еще далеко не со всем.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 минуту назад, Luke Skywalker сказал:

О, отлично! Для меня это последние года полтора главный фортепианный композитор. Как-то на уровне вызываемых эмоций он мне кажется ближе, чем Шопен, например.Творчество колоссальное по объему, разобрался еще далеко не со всем.

Так и для меня - главный! Жалею, что не приобрел бокс с 99Cd на Гиперионе с Лесли Ховардом. Из этого бокса  в рассыпную приобрел только 15 CD. Там есть великолепные и совершенно неизвестные произведения. А бокс с Ховардом вошел в книгу рекордов Гинесса как самое большое собрание сольных фортепианных записей в мире. Я об этом боксе тоже хотел бы поподробнее написать. 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 минут назад, Штальбург сказал:

Так и для меня - главный! Жалею, что не приобрел бокс с 99Cd на Гиперионе с Лесли Ховардом. Из этого бокса  в рассыпную приобрел только 15 CD. Там есть великолепные и совершенно неизвестные произведения. А бокс с Ховардом вошел в книгу рекордов Гинесса как самое большое собрание сольных фортепианных записей в мире. Я об этом боксе тоже хотел бы поподробнее написать. 

Да, про Ховарда я знаю - там многие произведения впервые записаны. Этот цикл, на мой взгляд, вообще самое ценное в каталоге Гипериона.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Luke Skywalker сказал:

О, отлично! Для меня это последние года полтора главный фортепианный композитор

А я честно говоря им плотно заинтересовался только после прочтения великолепной книге Харуки Мураками «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий» - там лейтмотивом через весь роман проходят печальные и минорные отрывки из  " Годы странствий" Листа ( причём слушает главный герой реальный винил с русским пианистом - к сожалению фамилию забыл ) 

Надеюсь и про " Годы странствий " будет- очень их полюбил...

  • Нравится 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, Serg53 сказал:

Надеюсь и про " Годы странствий " будет- очень их полюбил...

Непременно будет рассказ о произведении и подробный путеводитель.

  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

37 минут назад, Serg53 сказал:

А я честно говоря им плотно заинтересовался только после прочтения великолепной книге Харуки Мураками «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий» - там лейтмотивом через весь роман проходят печальные и минорные отрывки из  " Годы странствий" Листа ( причём слушает главный герой реальный винил с русским пианистом - к сожалению фамилию забыл ) 

Надеюсь и про " Годы странствий " будет- очень их полюбил...

Лазарь Берман там играет

  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, nikotin сказал:

Лазарь Берман там играет

Спасибо! Точно..

У меня есть оцифровка этого винила в портативном хай рез плеере . Могу поделится кто не слышал эту запись - но не знаю как. Вроде тут это запрещено? 

А вообще Мураками не только самый знаменитый коллекционер винила  и знаток джаза ( книга " Джазовые портреты" ) - но и классической музыки. И недаром вставил эту запись в свой роман который многими миллионами экз. разошёлся по всему миру. Что то в ней его сильно зацепило. Может Штальбург эту запись тоже слушал ?

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ЛИСТ I: Человек, который изобрел концертную жизнь такой, какой мы ее знаем

image.png.3278c932c4d87f54f8cce1c283ba2379.png

«Лист за клавиатурой» венгерского карикатуриста Яноша Янко (1833-1896).  

Ференц Лист был образцом для каждого концертирующего пианиста, начиная с 1840-х годов. Я решил по возможности собрать в этот пост все, что в он делал впервые в концертной деятельности.

Хотя... Все, что он делал, было впервые:

 Человек, выросший в мире, где пианисты играли только один номер в смешанных концертных программах, изобрел в 1839 году сольный концерт в том виде, каком мы его знаем сегодня. Пианист на этом концерте - звезда, в центре сцены, на весь вечер, в профиль, перед обожающей публикой. Лист считал себя богом инструмента и не желал делить сцену с кем-либо еще.

 Лист был первым пианистом, разместившим клавиатуру фортепиано под прямым углом к переднему краю сцены, то есть перпендикулярно публике, так что открытая крышка фортепиано проецировала его звук прямо на аудиторию. Это позволяло слушателям лучше слышать звук и создавало более яркое и эмоциональное впечатление.

 Лист был первым пианистом, исполнившим весь существовавший в то время клавирный репертуар - от музыки Иоганна Себастьяна Баха до музыки его друга Фредерика Шопена. До этого момента пианисты, в основном, исполняли только свою музыку. Щедрость Листа по отношению к коллегам едва ли можно с чем-либо сравнить. На концертах музыкант исполнял преимущественно чужую музыку, пропагандируя и прославляя ее. 

 Лист был первопроходцем в роли дирижера как исполнителя. До Листа (а затем его зятя Ганса фон Бюлова) дирижеры обычно поднимали палочку только ради своих собственных сочинений, и их считали скорее организаторами ансамбля, чем вдохновителями некоего единого музыкального видения.

 Лист был первым композитором, перенесшим оперу на концертную сцену посредством бесчисленных и великолепных транскрипций. Когда он играл арии из опер, то слушатели ощущали физическое присутствие персонажей.  

 Лист был первым исполнителем, игравшим целые программы по памяти. За десять недель в конце 1841 - начале 1842 года, он дал в Берлине двадцать один сольный концерт, сыграв более восьмидесяти различных произведений по памяти. До Листа игнорирование партитуры перед глазами считалось несерьезным, как будто исполнитель просто импровизирует. После Листа это стало обычным делом.

 Лист был первым пианистом, выступавшим перед огромной аудиторией. В Милане, Париже и Санкт-Петербурге он играл для более чем 3 000 человек. Музыкант выступал в сотнях городов - от Санкт-Петербурга до Гибралтара, от Стамбула до Лиссабона. Во многих из них, таких как Париж, Лондон и Берлин, Лист дал десятки, а возможно и сотни «сольных концертов». Чтобы добраться до этих мест, он должен был преодолеть тысячи километров по колейным и грязным дорогам в почтовых каретах, и так - день за днем. Большую часть состояния, заработанного за эти годы концертной деятельности, пианист просто раздал на благотворительные цели.

 Лист был первым человеком, который практически создал идею мастер-класса - фортепианного учителя-гуру, привлекающего в Веймар учеников со всего мира.

  • Нравится 3
  • Спасибо! 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 минут назад, ishiwata san сказал:

Да, Юра, спасибо, о Листе написано очень и очень много. И у нас и особенно - за рубежом. Литература необъятна. Здесь лишь краткий конспект основных достижений. Но о многом в нем не сказано.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators
12 часов назад, Штальбург сказал:

ЛИСТ II: Человек, который ломал рояли

 

Производители фортепиано начали соревноваться друг с другом, чтобы получить одобрение Листа - величайшего пианиста эпохи. Эрард, Бехштейн, Бёзендорфер, Стейнвей - все они утверждали, что Лист предпочитает именно их. На самом деле конкуренция между этими компаниями способствовала повышению качества инструментов, что побуждало композиторов еще больше расширять музыкальные горизонты. К тому времени, когда Прокофьев писал каденцию из Второго фортепианного концерта (1912), общее натяжение струн концертного рояля превышало 20 тонн.

 

Лист, когда приехал во Францию подростком играл на роялях Эрара, с чьим семейством был очень дружен. 

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 часов назад, Staudio сказал:

Лист, когда приехал во Францию подростком играл на роялях Эрара, с чьим семейством был очень дружен. 

Совершенно верно! 

По прибытии в Париж, семья Листа по чистой случайности поселилась в отеле Hotel d'Angleterre, прямо напротив дома - выставочного зала и мастерской фортепианного мастера Себастьяна Эрара. Лист зашел через дорогу в выставочный зал, сел за один из роялей и буквально остановил всех на своем пути. Семьи Листа и Эрарда почти сразу же стали закадычными друзьями. До конца своей жизни Лист называл Эраров своей "приемной семьей". В течении нескольких лет Лист играл только на Эраре. Изготовитель и Лист, по сути, были деловыми партнерами. 
Но у Листа этих роялей было столько…И в разное время он успел поиграть почти на всех самых лучших в то время.

Когда Лист вместе с Каролиной переехал в Веймар, его дом был заполнен роялями.

Помимо рояля Boisselot в композиторской студии Листа

image.png.b1b00dffe72ce4c7277ba7f0058523dd.png

 и рояля Erard в гостиной

image.png.06d4ee356e90b086cf87ce8c6988cb76.png

в "музыкальной комнате" стояли два венских рояля (неведомо каких), 

спинет, когда-то принадлежавший Моцарту

image.png.cb41b04877b046f4b35d8d3098412df3.png

и гигантский "пиано-орган" - причудливое сочетание двух инструментов в одном огромном корпусе. 

image.jpeg.bc61cf0b8f7e504fbe310c57efad8c70.jpeg

Самой большой гордостью Листа было личное пианино Бетховена Broadwood, сделанное из английского дерева .

image.png.5607574b06c4c9b0ff5abb6bc895b806.png

 

  • Нравится 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По поводу поцелуя Бетховена - история детективная

(См. пост уважаемого Dmitry© чуть выше) 

Не совсем ясно был ли он публичным или приватным?

Среди многочисленных легенд, возникших вокруг Ференца Листа, была история о том, что Бетховен присутствовал на концерте 11-летнего вундеркинда в венском Зале Редутов. Утверждается, что 53-летний композитор даже дал Листу тему для импровизации. После выступления пожилой композитор якобы так был тронут игрой Листа, что поднялся на помост, чтобы поцеловать пианиста в лоб, что означало - Weihekuss или "поцелуй посвящения".

Эта историю повторяли на протяжении всей жизни Листа, и она стала важной частью его мифологии. Была даже издана памятная литография к 50-летию того концерта (и часто приводилась как сомнительное доказательство того, что событие имело место). 

image.png.67a58689ebe5c4e3c9d5879a763e72d4.png

Лист, разумеется, никогда не отрицал поцелуй, а искренне принял легенду и называл этот момент настоящим началом своей карьеры. Поцелуй также стал символической связью между Листом и Бетховеном. Причем Лист стал одним из самых значительных интерпретаторов Бетховена в XIX веке. Он переписал для фортепиано каждую из девяти симфоний и пожертвовал значительную сумму денег на строительство памятника Бетховену в Бонне. Лист приобрел бетховенский рояль Broadwood (См. выше пост) и даже его посмертную маску.

Однако достоверность сведений о «поцелуе посвящения» с тех пор подвергается сомнению. Секретарь Бетховена Антон Шиндлер категорически отрицал, что Бетховен, который ненавидел детей-вундеркиндов и к тому времени полностью оглох, когда-либо присутствовал на концерте. 

Но потом Лист рассказывал историю о приватном поцелуе. И в этом рассказе Бетховен только "гладит по волосам".  "Это жизненное событие осталось самой моей большой гордостью", - сказал Лист своему ученику Горовицу-Барнаю. "Оно стало палладиумом всей моей творческой карьеры. Я рассказываю об этом очень редко, и - только хорошим друзьям!". 

Короче, скорее всего, Бетховен не любил целоваться...:)

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ЛИСТ III: Человек, который изобрел современную музыку

image.png.b2331ec759b28ffc82a70b52cd927aa4.png

Влияния, формирующие новые музыкальные тенденции, сложны и не поддаются точному измерению, но если и можно считать источником современной музыки какого-то одного человека, то это - Ференц Лист в трех совершенно разных стилистических направлениях. 

 

 Сочетание бельканто с хроматизмом, сформировавшееся у Листа в раннем возрасте, оказало большое влияние на Вагнера и его потомков. Утверждают, что Лист изобрел "Тристан-аккорд", имеющий огромное значение в истории музыки, демонстрируя отход от тональной гармонии в сторону атональности. Лихорадочная гармоническая нестабильность "Тристана и Изольды" слышна у Листа раньше, чем у его зятя. В редких случаях коллегиального великодушия, Вагнер сам это признавал. Многие современные композиторы впоследствии начали использовать этот «авторский» аккорд: Шенбер, Берг, Хиндемит, Равель. 

 Более четкий и прямой путь влияния можно увидеть в суровом ритмическом примитивизме некоторых поздних фортепианных пьес Листа, одним из ярких примеров которых является Csárdás macabre (1881/2). Ударная атональность этих удивительных экспериментов с их новыми красками и текстурами отчетливо слышна у его соотечественников - Белы Бартока и Золтана Кодая. Она открыла двери для целого века фортепианной музыки.

Csárdás macabre – в исполнении Золтана Кочиша

 На протяжении всей своей творческой жизни Лист использовал импрессионистические названия для своих произведений. Но не только названия. Такое произведение, как Les Jeux d'eaux à la Villa d'Este (Водные игры на вилле д'Эсте) (1877) из третьей книги "Годы странствий", имеет общее название и фактуру с Морисом Равелем. И, конечно же, огромное влияние Листа на Дебюсси - в одном из самых важных его произведений «Острове радости». А Оливье Мессиан перенял у Листа использование тональности фа-диез мажор в Bénédiction de Dieu dans la solitude (Благословение Бога в одиночестве) как символа духовного созерцания в своей фортепианной и органной музыке. Например, в органных сочинениях «Явлении Предвечной Церкви», «Небесный пир» и других.

 Les Jeux d'eaux à la Villa d'Este – в исполнении Луганского

Bénédiction de Dieu dans la solitude – одна из самых удивительных пьес Листа. В исполнении Роберто Плано

https://www.youtube.com/watch?v=hSI1L4iF2Gk

 

  • Нравится 2
  • Спасибо! 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Когда будет путеводитель по записям музыки Листа может Штальбург выскажет своё мнение и о этой записи с Лазарем Берманом.  Вот нашёл обложку издания DG

image.jpeg.52af335b95b0a8bd773df898875d1d30.jpeg

 

 

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Надо брать !

Один из бриллиантов коробочки потрясающий концерт Бартока с Геза Анда. :listen: 

 

https://www.jpc.de/jpcng/classic/detail/-/art/ferenc-fricsay-complete-recordings-on-deutsche-grammophon/hnum/11427956

 

0028948640126.jpg

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, ishiwata san сказал:

Один из бриллиантов коробочки потрясающий концерт Бартока с Геза Анда.

Да, Анда с Фричаем - эталонная запись Бартока. Но, Юра, не забудь - 2 июня выходит Клемперер! :) Ты уже наверное на низком старте?:D

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Serg53 сказал:

Когда будет путеводитель по записям музыки Листа может Штальбург выскажет своё мнение и о этой записи с Лазарем Берманом.  Вот нашёл обложку издания DG

image.jpeg.52af335b95b0a8bd773df898875d1d30.jpeg

 

 

 Я прослушал эту запись несколько раз, после прочтения романа Мураками. Ну, понравилась, но не более. Там еще Мураками сранивает ее если не ошибаюсь, то с исполнением Альфреда Бренделя, которым он остался недоволен. Вот тут пожалуй соглашусь что "Годы странствий" у Бренделя получились какие то скучноватые. И это при том что я Бренделя люблю. Его Шуберт самый лучший, ну и сонаты Гайдна и Моцарта тоже очень хороши. А вот Лист совсем меня не тронул. Ну и еще у меня во все это возможно вмешалась привычка.  Я в Листа въезжал где то в начале нулевых, и въезжал довольно трудно. Это все же не Шопен или Равель, которые накрывают сразу. А слушал я его в исполнении Хорхе Боле (Jorge Bolet), комплект которого купил по совету одного знакомого меломана. И вот потихоньку разжевывая композицию за композицией в исполнении Хорхе Боле. я к нему привык, и мало того, еще и сильно полюбил. Ну и как бы подсознательно любое исполнение солопианного Листа я сравниваю с ним. Тоже вот интересно мнение Жени Штальбурга насчет этого пианиста.

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 Поделиться

×
×
  • Создать...