Почему полоса пропускания усилителей звука и акустики от 20 Гц до 20 кГц недопустимо мала - Страница 41 - Мир аудио - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Почему полоса пропускания усилителей звука и акустики от 20 Гц до 20 кГц недопустимо мала


olegm
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

17 минут назад, Flaesh сказал:

значит непонятно))

см. в пресловутом автмобиле - есть пружины k и есть ароматизаторы r; ну и масса m вроде не нуждается в комментариях

Хорошо. В случае динамической головки без акустического оформления k- это жёсткость подвеса и центрирующей шайбы. А r тогда что?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 1.1k
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

4 часа назад, Flaesh сказал:

видимо да), уменьшение амплитуды ниже резонанса в этом случае не означает увеличения демпфирования. Наоборот, чем меньше объем - тем медленнее затухание

Попробую сформулировать. :)
Два предельных случая. Электрическое демпфирование исключаем, допустим головка работает от ИТ.
1. Головка в БЭ. Резонанская у неё в этом случае самая низкая. Демпфирование только механическое (подвес-ЦШ).
2. Та же головка в очень маленьком (стремится к нулю) объеме ЗЯ. Резонанская в этом оформлении максимальная, воздух аналог пружины (добавляет жесткость, отсюда и рост частоты резонанса), а демпфирование по прежнему только механическое.
Верно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 минут назад, ZUEVV сказал:

r тогда что?

Bl^2/Re и Rms :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

03.05.2024 в 19:51, Мусатов Костя сказал:

Запихнуть то можно. Только выводы по ним делать становится невозможно. В теории подъем тянется и тянется, а в реалии весьма быстро прекращается. Настолько быстро, что даже заметить скорость подъема в 12 дБ на октаву не успеваем.

Я пытался найти замеры реальных комнат на НЧ ниже первой резонансной частоты  - не такое уж это и простое дело, однако. Если есть примеры - тащите сюды.

П.С. 

Кстати, сразу не обратил внимание, что в функции Грина цикличная частота стоит ещё и перед знаком суммы, а не только в числителе, поэтому ниже резонансной частоты подъём должен быть не 12дБ/окт, как тут писалось, а 6дБ/окт (при услловии, что Q = const).

П.П.С. 

Посмотрев ещё внимательнее функцию Грина, всё-таки можем иметь слудующие три сценария,  в зависимости от параметров точечного источника Q:

1. если от чатоты не зависит объёмное смещение X исочника, то есть объемная скорость растет прямопропорционально частоте (Q = w*X),  то усиления комнаты вообще не наблюдается (ниже первой комнатной моды АЧХ давления - горизонтальная прямая).

2.  Если от чатоты не зависит объёмая скорость (т.е. Q = const), усиление комнаты будет составлять 6дБ/окт

3. Если от чатоты не зависит объёмое ускорение (т.е. то есть объёмная сторость уменьшается с повышением частоты (Q = Accel/w)), то усиление комнаты будет составлять 12дБ/окт. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Дмитрий_Ш сказал:

примеры

image.png.0237cb04f7d609d1a0c251abb9715444.png

4.8 длина комнаты.

зы: Q 0.3, Fs 29

pps:

image.png.293f020bd57428cc7e549182740cbd67.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

зззы: резонансы конструкций здания около 10-11 герц

5 минут назад, Дмитрий_Ш сказал:

А какой объем комнаты ?

4.8х4.2х2.99=60.3 + ниши окон\дверей))

зы: + присоединенный через дверной проем объем +негерметичная полость под полом))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 часов назад, Игвин сказал:

в ЗЯ ограниченного объема? В нём воздух оказывает сопротивление, т.е. - демпфирует?

конечно, демпфирует. Демпфирование- это принудительное  ограничение скорости изменения состояния предмета, среды путем превращения их энергии в другую форму. Чаще всего - в тепловую. Подвижная система динамика в ЗЯ оформлении производит работу: сжимает/понижает давление воздуха в герметичном объеме.  Механическая энергия  переходит в  тепло нагретого воздуха.  При желании увеличить демпфирование, в  ЗЯ добавляется плотный воздухопроницаемый материал, вата например. Потери на нагрев увеличиваются, соответственно Q уменьшается. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Демпфирование - забор энергии из колебательной системы. Производиться оно может разными способами:

1. Сухое трение. Самый плохой способ, поскольку сила сопротивления диссипации мало зависит от амплитуды. Может присутствовать в подвесах старых или плохих динамиков

2. Вязкое трение. вводится чаще всего незастывающими пропитками и покрытиями, например герленом. Имеет широкий динамический диапазон.

3. Сухое ворсовое трение. В таких материалах, как войлок, фетр, бумаге, картоне. Хорошо демпфирует паразитные резонансы. Имеет достаточно широкий динамический диапазон, поскольку увеличение амплитуды увеличивает количество волокон, вовлеченных в сухое трение.

4. Акустическое. Делается через создание преграды с большим количеством мелких отверстий. Поскольку функция сопротивления достаточно сложная, есть эффект повышения сопротивления с амплитудой, что часто положительно сказывается на субъективном восприятии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хм, мнения разошлись, к.м.к.
Кто-то может установить ясность в вопросе демпфирования?
Для начала - как его можно измерить, в каких единицах? Как связан уровень демпфирования головки с добротностью? Очевидно, демпфирование добротность понижает...
Спасибо всем, кто высказался, и кто продолжит это делать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Демпфировать - от немецкого dämpfen - уменьшать, понижать, отрицательное действие. В технике снижение колебаний, достигается за счет рассеяния энергии колебаний

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

43 минуты назад, Мусатов Костя сказал:

Демпфировать - от немецкого dämpfen - уменьшать, понижать, отрицательное действие. В технике снижение колебаний, достигается за счет рассеяния энергии колебаний

Костя, это всё верно, и это общее место.
Я выше задал вполне конкретные вопросы. Можешь ответить на них?
Электроакустика не моя область, но интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Игвин сказал:

Очевидно, демпфирование добротность понижает

Ага. Добротность вполне достаточная мера кмк. Зачем "уровень демпфирования" - я пока не придумал.

Излучатели с добротностью примерно ноль (т. е. с постоянной скоростью ) в идеальной плосковолновой установке в помещении дадут горизонтальною ачху.
image.png.74483ab75bdf8c9750a26ba3546af78a.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В акустике параметр показывающий потери Rms. В эквивалентной схеме он превращается в резистор. Прямые измерения проводить сложно. Косвенно через добротность. Выше потери - ниже добротность. Qms- механическая добротность строго определяется потерями механическими. Qes - электрическая добротность, определяется в основном сопротивлением катушки мощностью мотора Na

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

16 часов назад, Айсберг сказал:

Подвижная система динамика в ЗЯ оформлении производит работу: сжимает/понижает давление воздуха в герметичном объеме.  Механическая энергия  переходит в  тепло нагретого воздуха.  При желании увеличить демпфирование, в  ЗЯ добавляется плотный воздухопроницаемый материал, вата например. Потери на нагрев увеличиваются, соответственно Q уменьшается. 

КПД динамического громкоговорителя по преобразованию электрической энергии в звуковую редко превышает 1%, т.е. нагрев воздуха в ЗЯ от ЗК будет на почти 2 порядка выше, чем от работы по сжатию воздуха. Так что полагаю подобный механизм существует исключительно в теории, на практике термодинамикой от сжатия воздуха можно пренебрегать из-за её малости.

НО помещения в ЗЯ некого "пушистого" материала работает, но КМК механизм влияния связан с изменением параметров среды внутри ЗЯ, как минимум плотности , а возможно и вязкости воздуха с "наполнителем"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

42 минуты назад, Мусатов Костя сказал:

В акустике параметр показывающий потери Rms. В эквивалентной схеме он превращается в резистор. Прямые измерения проводить сложно. Косвенно через добротность. Выше потери - ниже добротность. Qms- механическая добротность строго определяется потерями механическими. Qes - электрическая добротность, определяется в основном сопротивлением катушки мощностью мотора Na

сразу все стало понятно. Спасибо, Константин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну примерно понятно. Спасибо всем.
Будут вопросы, не поленитесь ответить. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

02.05.2024 в 14:20, Сергей Л. сказал:

Если БЭ это щит, а что тогда сам Щит? Стандартный Щит по ГОСТУ в безэховой камере?

Почему абстрация, это акустическое оформление. Так что такое БЭ, вопрос?

Я уже отвечал на вопрос что такое БЭ и почему это абстракция.

Если мой ответ слишком сложен для понимания, то есть более простое объяснение:

1603325643_1.jpg.192e59a69461392c658332ebfa54b3f1.jpg

1006535987_2.jpg.139a4df83e700184d6b71db5747d119b.jpg

1281553455_3.jpg.3ed9c5384f2784a373a4083b74db00b4.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

image.png.9f879a37834dd567b1d81540c298b1d1.png

для любителей акустического импеданса))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

22 часа назад, Flaesh сказал:

для любителей акустического импеданса))

Заглянул вчера в тему после праздничных каникул, а тут такой бред про БЭ написали. Дескать, БЭ это закрытое оформление с динамиками приличного размера и прочая чепуха. Пришлось на примере акустического импеданса (другого под рукой не оказалось) показать, как понятие БЭ применяется в акустике.  

Касательно актуальных вопросов темы, в том числе нижней границы воспроизводимых частот и механического сопротивления подвеса подвижной системы:

47.jpg.a25c955b06eba44872f701d5a6ff7509.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 hours ago, IGS said:

Заглянул вчера в тему после праздничных каникул, а тут такой бред про БЭ написали. Дескать, БЭ это закрытое оформление с динамиками приличного размера и прочая чепуха. Пришлось на примере акустического импеданса (другого под рукой не оказалось) показать, как понятие БЭ применяется в акустике.  

Касательно актуальных вопросов темы, в том числе нижней границы воспроизводимых частот и механического сопротивления подвеса подвижной системы:

47.jpg.a25c955b06eba44872f701d5a6ff7509.jpg

Сорри. Но это даже не нулевое приближение :( Так, сферический конь в вакууме.

Поскольку сила, действующая на диффузор, очевидно в вашей цитате это F, складывается из 3 компонентов:

- пропорционального ускорению;

- пропорционального скорости;

- пропорционального смещению.

При этом, термин "пропорционально" - всего лишь первое приближение. Т.к. все коэффициенты, в общем случае, зависят и от ускорения, и скорости, и от смещения.

P.S. Я слышал про очень приличный сабвуфер, который работает исключительно ниже резонансной частоты динамика в конкретном оформлении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

08.05.2024 в 00:19, LeoNeedR сказал:

Сорри. Но это даже не нулевое приближение :( Так, сферический конь в вакууме.

Поскольку сила, действующая на диффузор, очевидно в вашей цитате это F, складывается из 3 компонентов:

- пропорционального ускорению;

- пропорционального скорости;

- пропорционального смещению.

При этом, термин "пропорционально" - всего лишь первое приближение. Т.к. все коэффициенты, в общем случае, зависят и от ускорения, и скорости, и от смещения.

P.S. Я слышал про очень приличный сабвуфер, который работает исключительно ниже резонансной частоты динамика в конкретном оформлении.

Создатель этого "сферического коня" Ричард Смолл заявляет, что в пределах + Xmax всё линейно. Границы применения его модели хорошо известны и в рецензируемых научных изданиях не оспариваются. Хотя иногда встречаются мелкие поправки типа Frequency Dependence of Damping and Compliance in Loudspeaker Suspensions. Но установившуюся картину мира они не изменили. Производители динамиков по-прежнему указывают в даташитах Т-С параметры и не рекомендуют использовать свою продукцию ниже частоты резонанса подвижной системы головки. Однако, если поставлена задача напугать/разогнать слушателей, то вполне можно и даже нужно подавать на динамик частоты ниже резонанса. Искажений там будет немеряно.    

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 hours ago, IGS said:

Создатель этого "сферического коня" Ричард Смолл заявляет, что в пределах + Xmax всё линейно. Границы применения его модели хорошо известны и в рецензируемых научных изданиях не оспариваются. Хотя иногда встречаются мелкие поправки типа Frequency Dependence of Damping and Compliance in Loudspeaker Suspensions. Но установившуюся картину мира они не изменили. Производители динамиков по-прежнему указывают в даташитах Т-С параметры и не рекомендуют использовать свою продукцию ниже частоты резонанса подвижной системы головки. Однако, если поставлена задача напугать/разогнать слушателей, то вполне можно и даже нужно подавать на динамик частоты ниже резонанса. Искажений там будет немеряно.    

В указанной вами статье, создатель этого "сферического коня" (большое, кстати, дело сделал человек) всего лишь рассчитывает потребную величину Xmax для заданного объемного смещения. Что, по очевидным причинам, не так уж и сложно. И говорит, что на всем протяжении этого смещения надо обеспечить постоянную индукцию в зазоре.

Но вы же не читали :(

P.S. "Чистая математика делает то, что можно, так, как нужно. Прикладная, то, что нужно, так, как можно".

P.P.S. Если вы вложите в дифф.уравнение все, что вам известно о процессе, который вы пытаетесь описать, вы это уравнение никогда не решите. И никто другой не решит. И даже Comsol не справится :(

P.P.P.S. Производители динамиков никому ничего не рекомендуют. T-S параметры, да, публикуют. А все остальное - полная свобода для разработчика.

P.P.P.P.S. Про влияние смещения на линейность динамика лучше читать W. Klippel'я. Или, если можете, поговорить с В.И.Павликовым.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

17 часов назад, LeoNeedR сказал:

В указанной вами статье, создатель этого "сферического коня" (большое, кстати, дело сделал человек) всего лишь рассчитывает потребную величину Xmax для заданного объемного смещения. Что, по очевидным причинам, не так уж и сложно. И говорит, что на всем протяжении этого смещения надо обеспечить постоянную индукцию в зазоре.

Но вы же не читали :(

P.S. "Чистая математика делает то, что можно, так, как нужно. Прикладная, то, что нужно, так, как можно".

P.P.S. Если вы вложите в дифф.уравнение все, что вам известно о процессе, который вы пытаетесь описать, вы это уравнение никогда не решите. И никто другой не решит. И даже Comsol не справится :(

P.P.P.S. Производители динамиков никому ничего не рекомендуют. T-S параметры, да, публикуют. А все остальное - полная свобода для разработчика.

P.P.P.P.S. Про влияние смещения на линейность динамика лучше читать W. Klippel'я. Или, если можете, поговорить с В.И.Павликовым.

Если быть точным, то Смолл в той статье сказал следующее - This Bl product, together with the mechanical compliance, must be maintained with good linearity for a diaphragm displacement of + Xmax. С тех пор производители динамиков указывают в своих даташитах конкретные значения Linear coil travel (р-р) = 2Xmax или Linear excursion = Xmax при которых силовой фактор Bl и гибкость подвеса подвижной системы Cms остаются постоянными. В ссылках, которые я привёл, указаны рекомендации производителей по частотному диапазону. Согласно этим рекомендациям нижней границей полосы воспроизводимых частот является резонансная частота подвижной системы динамика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 hour ago, IGS said:

Если быть точным, то Смолл в той статье сказал следующее - This Bl product, together with the mechanical compliance, must be maintained with good linearity for a diaphragm displacement of + Xmax. С тех пор производители динамиков указывают в своих даташитах конкретные значения Linear coil travel (р-р) = 2Xmax или Linear excursion = Xmax при которых силовой фактор Bl и гибкость подвеса подвижной системы Cms остаются постоянными. В ссылках, которые я привёл, указаны рекомендации производителей по частотному диапазону. Согласно этим рекомендациям нижней границей полосы воспроизводимых частот является резонансная частота подвижной системы динамика.

По первой из приведенных вами ссылок Free Air Resonanse - 31 Hz, а частота -3dB в последнем из рекомендованных оформлений - 29,5 Hz.

Можно я не буду продолжать, плс?

P.S. Почитайте, плс, Клиппеля. Оно отрезвляет.

P.P.S. Если у вас есть чем измерить АЧХ импеданса динамика, и есть свободный динамик, попробуйте, плс, получить семейство таких АЧХ при разных временах прохождения свип-диапазона. 95% динамиков в таком тесте демонстрируют существенный разброс АЧХ импеданса. В т.ч. и заметное смещение резонансной частоты/изменение добротности резонансного пика.

P.P.P.S. T-S параметры это очень хорошо. Как нулевое приближение. Но нужно понимать исходные предпосылки, в которых получены эти параметры/границы применимости этих параметров. И не стоит забывать, что очень приличные АС делались уже задолго до первых статей Тиля и Смолла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...