Фортепиано в классике - Страница 3 - Гармония класски - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Фортепиано в классике


Штальбург
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

39 минут назад, Staudio сказал:

Пианистов старой школы, наверное, можно узнать по тому, что они создают иллюзию неспешной игры, хотя темп у них очень быстрый.

Да, есть такое. Эта иллюзия создается за счет использования длинных пауз между нотами, более мягкой артикуляции и более низкой громкости. А темп остется довольно высоким. 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 892
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

  • Moderators

Чтобы не быть голословным :)

 

IMG_20230420_234458.jpg

IMG_20230420_234442.jpg

IMG_20230420_234427.jpg

  • Нравится 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators
19.04.2023 в 13:06, Dmitry© сказал:

Когда вспоминаю о фортепианном Шопене - рука тянется к Горовцу и Рубинштейну.

Из более современного - Кисинский Шопен заходит.

Screenshot_20230421-000958.png

Вообще позднесоветской школе ИМХО удавался Шопен. Петров, Плетнёв, Алексеев, Бунин.

  • Нравится 7
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Штальбург сказал:

Кристиан Цимерман

Есть этот КД и исполнение не очень нравилось. Теперь понял почему " манерничает" :) - таки и везде так он и не только с Шопеном. 

 

2 часа назад, Штальбург сказал:

Моурицио Поллини

Есть и этот .  И очень нравится и не только ноктюрны!  

 

А почему Жака забыли?  Он не только Бахом отличился.

 И говорят есть и другие обработки ноктюрнов Шопена для разных инструментов и составов.  

И даже Стравинский тут вроде отличился . По просьбе Дягелева сделал транскрипции для балета.  Вот бы послушать! 

В одной передаче услышал что оказывается Стравинский ещё и дедушка современного хип-хопа .  Заложил основы ритмической структурой в " Весна священная" :D

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, Serg53 сказал:

А почему Жака забыли? 

Путеводитель посвящен только балладам.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

10 минут назад, Штальбург сказал:

Путеводитель посвящен только балладам.

Хорошо что Жак до них не добрался! :D  Его Шопен мне не понравился в отличии от Баха.  Но надеюсь как и многие что и джазовая составляющая с фортепьяно у Вас появиться..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 часов назад, Штальбург сказал:

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БАЛЛАДАМ

Женя, а как Ты оцениваешь  исполнение баллады №1 из знаменитого фильма Полански ?

Оригинальный саундтрек, исполняет один из выдающихся современных интерпретаторов Шопена Януш Олейничак.

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Как я мог забыть. Султанов же! Так рано ушедший талант с трудной судьбой. Не знаю, есть у него Шопен на дисках... (в инете нашёл - есть).

 

  • Спасибо! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вот еще интересно, кто какое произведение у Шопена считает самым значительным. Ну или кто что у него больше всего любит. Наверное для многих это будет первый концерт. Ну может первая баллада, революционный этюд, вторая соната или даже пара любимых ноктюрнов. А вот у меня однозначно цикл прелюдий. Хорошо знаю как минимум шесть исполнений, но любимый наверное все же Марта Аргерих.

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

44 минуты назад, ishiwata san сказал:

Оригинальный саундтрек, исполняет один из выдающихся современных интерпретаторов Шопена Януш Олейничак.

Юра, привет! Вот каким образом можно назвать пианиста, который не сыграл ни одного интеграла Шопена "выдающимся интерпретатором". Это не к тебе вопрос, а к нынешней критике... :) Я вообще не понимаю, почему сам Шпильман не сыграл балладу. Старый что ли совсем был? Понимаешь, я оцениваю, в основном, игру баллад в контексте всего цикла. А Олейничак то 1-ую исполнит, то где-то 2-ую. А 4-ая где? Полных циклов вообще нет. Ни мазурок, ни прелюдий.. И это "выдающийся интерпретатор"? Послушал я. Хорошее исполнение, добротное.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, nikotin сказал:

А вот еще интересно, кто какое произведение у Шопена считает самым значительным. Ну или кто что у него больше всего любит. Наверное для многих это будет первый концерт. Ну может первая баллада, революционный этюд, вторая соната или даже пара любимых ноктюрнов. А вот у меня однозначно цикл прелюдий. Хорошо знаю как минимум шесть исполнений, но любимый наверное все же Марта Аргерих.

В разное время любил самые разные произведения. Сейчас самое большое удовольствие от Шопена для меня там, где он погружен во всякие контрапунктические хитросплетения. Прелюдии, прежде всего. Совершенно баховские. Четвертая баллада. Там баховская полифония просто ошеломляет. Особенно в финале – клубок голосов, полифоническая конвульсия. Самые сложные гармонии здесь у Шопена. То же самое в си минорной сонате, то есть 3-ей. В первом этюде много баховского. Ну и, наконец, самые баховские – это поздние мазурки. Это – самые авантюрные и радикальные произведения в творчестве Шопена. Я люблю Шопена либо там, где он выбивается из своих же рамок, либо там, где совершенно моцартовский и баховский. Ведь Шопен был самым организованным и структурированным из всех так называемых композиторов-романтиков. И поэтому, как я это вижу, играть его нужно как Баха и Моцарта, а не как Листа. Конечно же, забыл упомянуть соврешенно великую Фантазию фа минор. Там такая ясность, детальность и организованность структуры, что это делает Шопена классиком. Баркарола, Полонез-фантазия – это оригинально и замечательно. Это самое значительное у Шопена с точки зрения развития музыкального языка. Притягательность Шопена заключается именно в том, как ему удается сочетать (и балансировать) сдержанность, пропорции и мастерство классицизма со страстью и буйством романтизма. Это - творческое равновесие, и он никогда не теряет его.

  • Нравится 4
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, nikotin сказал:

А вот у меня однозначно цикл прелюдий. Хорошо знаю как минимум шесть исполнений, но любимый наверное все же Марта Аргерих.

Напишу обязательно по циклу прелюдий. Кстати, много думал над фразой Бренделя о "специализации" для исполнителя Шопена. Кажется, понял, что он имеет в виду. Дело в том, что ритм является одним из трех наиболее важных факторов у Шопена, остальные - чувство мелодии и структура, причем ритм с большим отрывом опережает два других. Глубинное ощущение польских ритмов (необходимых при интерпретации его произведений), которые нужно понять, чтобы они стали неотъемлемой частью психологии исполнителя. Шопен был одержим своей родиной, Польшей, и уже подростком он собирал впечатления об местной народной музыки. Если вы хотите играть его полонезы, мазурки или краковяки, вы должны иметь представление об источниках, из которых они взяты. Брендель был далек от этих переживаний. Это, во-первых. А во-вторых, приступая к исполнению, Брендель, как никто другой, бесконечно копался в первоисточниках, литературе, то есть изучал все очень фундаментально. И он понимал для того, чтобы создать оригинальную интрпретацию нужно погрузиться в оригиналы. Неуловимость Шопена для интерпретатора связана с огромным количеством его очень специфических исполнительских указаний. Различные артикуляции и педальные обозначения в его разнообразных автографах создают проблемы для исполнителя. Поскольку мы знаем, что Шопен менял эти параметры, нужно изучать каждую деталь, чтобы создать индивидуальное и творческое исполнение. Это требует времени и, прежде всего, большого желания. Думаю, именно это имел в виду Брендель под «специализацией».

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Штальбург сказал:

Вот каким образом можно назвать пианиста, который не сыграл ни одного интеграла Шопена "выдающимся интерпретатором".

Женя, вот его дискография, там Шопена довольно много. :)

https://www.discogs.com/artist/419518-Janusz-Olejniczak?page=1

А в отношении интегралов.

Есть достаточное количество отличных музыкантов которые очень мало записывались, но очень много концертировали .

Да, они малоизвестны и не раскручены машиной "рекорд - промоушена" , но это совершенно не принижает их талант в сравнении со "звёздами". :) 

Мне кажется польский пианист Януш Олейничак один из таких.

И я склонен считать, именно поэтому, знаменитый кинорежиссёр  Роман Поланский взял его исполнение Шопена в качестве музыкальной саудтрека  к своему трижды Оскароносному фильму.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пианист_(фильм)

Кстати, кто не видел этот замечательный фильм, советую посмотреть. :)

 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

В качестве ещё одной иллюстрации таланта Януша.

 :listen:

https://www.youtube.com/watch?v=W0OowVbY6aE

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, ishiwata san сказал:

Есть достаточное количество отличных музыкантов которые очень мало записывались, но очень много концертировали .

Дело в том, что речь идет не об «отличном» музыканте, а о «выдающемся интерпретаторе» какого-то композитора. Значит, этот пианист должен проявлять свой талант и выражение своей индивидуальности как в можно большем количестве произведений композитора. Именно тогда он станет "выдающимся". То есть если просто отличные музыканты играют ограниченный набор произведений того или иного композитора, то выдающийся находит свой оригинальный голос в большинстве произведений. Поэтому Рубинштейн - "выдающейся". Он постоянно искал себя в Шопене, записывая по нескольку раз интегралы. Гульд - выдающейся относительно Баха. На концерте сыграть 50 мазурок нельзя. Хотя, безусловно, качество интерпретации, способность передать эмоциональный заряд музыки отличают выдающегося интерпретатора. То есть должно быть сочетание и качества и количества. 

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

10 часов назад, Штальбург сказал:

То есть должно быть сочетание и качества и количества. 

Понятно. :)

Женя, может позже развить тему про "забытых"  пианистов ?

В последнее время, выходит просто шквал таких коробочек с замечательными архивными записями, особенно от   Warner Classics.  

Или посветить отдельную тему про пианистов женщин, будет весьма интересно... :)

Да, ещё, твоё отношение к клавесину ?

Тоже достаточно интересная тема, как мне кажется.

 

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 минут назад, ishiwata san сказал:

Женя, может позже развить тему про "забытых"  пианистов ?

В последнее время, выходит просто шквал таких коробочек с замечательными архивными записями, особенно от   Warner Classics.  

Или посветить отдельную тему про пианистов женщин, будет весьма интересно... :)

Да, ещё, твоё отношение к клавесину ?

Тоже достаточно интересная тема, как мне кажется.

Это здорово! :em:Юра, опубликуй коробочки. Кого имеешь в виду? Где бы на все время только найти...((

Сейчас доделаю Путеводитель по Второй Сонате Шопена. Раз уж взялся, люблю доводить дело до конца...:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СОНАТЕ № 2 ор. 35 (1839) 

Произведение часто называют по второй части - "Похоронному маршу", который был написан за два года до сонаты и считается самостоятельным произведением. Марш неоднократно переписывался и переделывался. Существует несколько оркестровых версий, в том числе Генри Вуда:

https://www.youtube.com/watch?v=2zM5aUh-FgI

и Эльгара, который сделал оркестровку, и вскоре умер:

https://www.youtube.com/watch?v=RkmpO9hfb2c

Мне, как человеку, выросшему во дворах, в 70-е годы, слушать лишний раз этот марш довольно тягостно («бывалые» меня поймут), но искусство требует жертв…:)

Шопен предпринял попытки уничтожить мрачные ассоциации музыки и настоял на удалении слова "похоронный" из последующих изданий, но оно прилипло "на смерть". Кстати, произведение прозвучало на похоронах самого Шопена. Думаю, он был бы против. 

Если Первая соната Шопена, написанная во время учебы в Варшавской консерватории, исполняется редко (ее отбросили как юношескую),  а фортепианная соната № 3 (си минор, ор. 58) остается недостаточно популярной (отчасти из-за своей сложности), то Вторая соната – настоящая классика. 

Соната была написана в наиболее творческий период Шопена. Композитор недавно познакомился с Жорж Санд. Вскоре уезжает вместе с ней на Майорку, но затем быстро возвращается Марсель, а затем – в резиденцию Санд. Там он и закончил три части Сонаты. Произведение, как это часто водится с шедеврами, вначале встретили плохо. Шуман сравнил разрозненные части с "четырьмя непослушными детьми", намекая, что каждая часть содержит независимые идеи, выглядящие самостоятельными произведениями. Это объясняется экспериментальным подходом Шопена к тональности и структуре. Композитор использовал сонату как способ объединить стили, воплощенные в более ранних этюдах, прелюдиях и ноктюрнах. В некоторых отношениях Вторая соната Шопена опережает свое время.

 

Из великих «стариков» нужно упомянуть Альфреда Корто. Запись Второй, сделанная Корто в 1928 году, является одной из самых ранних. Корто записал сонату еще раз в 1953 году, сделав целую дискографию дублей. Однако именно исполнение 1928 года - неотредактированное - является для него наиболее характерным и, как всегда, непревзойденным. Откройте уши архивным записям!

image.jpeg.d568ba202053ff43a5ba940179eb46fb.jpeg

Второй великий «старик» — Артур Рубинштейн. Музыковеды копаются в бесконечных записях пианиста. И выносят вердикт: монозапись 1946 года – самая выдающаяся. Она была переиздана в коробке из 10 CD в 2008 году на RCA Red Seal и широко представлена в стриме. Послушал. Качество звука для тонких ушей аудиофила точно будет сомнительным. Но музыкальность этого исполнения серьезно захватывает. Рубинштейн (RCA, 1946, 1961 и 1964) демонстрирует превосходные краски, тембр, свободу интонации. Все замечательно, но марш довольно тяжеловесен и слегка затянут. Рубинштейн записал сонату еще в 1961 и 1964. 

image.jpeg.740729d0e9cc78f13d3d76707bb3542c.jpeg

Третий старик – Владимир Горовиц (RCA, 1950). Ну тут я умолкаю…Для меня все, что он делает – гениально. :)

 

За последние годы многие записывали сонату довольно хорошо. Выделю - Ашкенази (Decca), Марк-Андре Амлен (Hyperion), Иван Моравец (Vox), Плетнев (Virgin), Поллини (DG).

А теперь – наивысшие рекоммендации

5. Элен Гримо, DG, 2005

image.jpeg.e21f279fdf5a271a6032d5a31ecd809c.jpeg

Всегда стараюсь обращать вниамание на новые имена и новые интерпретации. Меня эта пианистка очаровала. Техника потрясающая, звук льется, вдумчивая драматургия. Кто открыт новому опыту – Гримо! Если бы Шопен услышал, как звучит современный рояль, мне кажется, он наверняка бы на него поменял свой Pleyel.

 

4. Седрик Тиберьен, Hyperion

Вот нравится мне этот парень. Выразительное прочтение, разнообразный подход. Высококлассный современный шопеинист. 

image.jpeg.f3173fbeb136ff1b1724a9c251b16c6b.jpeg

3. Иво Погорелич, 1981

Это - самое оригинальное прочтение сонаты, ни на кого не похожее. Минимальная педаль, необычный штрих, ритмическая четкость, экспериментальные поиски звука. Очень интересно и не скучно. Марта Аргерих однажды назвала его интерпретации Шопена "работой гения".

image.jpeg.083bb10a272cd6ff3797db167e7eeff2.jpeg

2. Марта Аргерих, 1974 

А вот и сама Марта. Данное исполнение – это эталонная вещь (правда мешает плоская, металлическая запись), а больше и сказать нечего. В принципе тему можно было бы закрыть, если бы не......

image.jpeg.3899799c648835ee775ac141ce2ab135.jpeg

1. Евгений Киссин, 1999

Скажу просто, после Киссина, мне более не захотелось возращаться ни к одному исполнению.  

image.jpeg.76d5c92f1e019000f13f45c1a1cdd665.jpeg

Если кто-то родился с трагическим ощущением жизни и наслаждается траурной музыкой, то посоветую

«Похоронная прелюдия и похоронный марш» Листа

https://www.youtube.com/watch?v=FYqAF_J4R2E

а также

Третью часть сонаты для фортепиано № 12 ля-бемоль Бетховена, который первый включил в сонату похоронку. 

Вот такая история. Слушайте Сонату!

 

  • Нравится 3
  • Спасибо! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 часов назад, Штальбург сказал:

Гульд - выдающейся относительно Баха.

Честно говоря когда узнал что многие его записи это склейки различных кусков из его исполнений ( лоскутное одеяло похоже)) и сам он фанатично занимался этим ночи напролёт - то поостыл к нему.  И зачем он это делал?? 

Вот есть у меня винил с живой его записью в Ленинградской филармонии в 1957 году. У меня конечно не такой музыкальный слух как у уважаемого Штальбурга .  Но каких то сбоев или ошибок не услышал. Шикарно играет...

IMG_20230422_101941_1.jpg

IMG_20230422_101952_1.jpg

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 А вот его домашнее музицирование :)

 

 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, Штальбург сказал:

Юра, опубликуй коробочки. Кого имеешь в виду?

Прежде всего, это Франсуа Самсон.

https://classicalmusicguide.com/viewtopic.php?t=51609

 

81n69krDFaL._SL1500_.jpg

 

  • Нравится 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В качестве иллюстрации Шопен, баллада №4

Комплект Ноктюрнов 

Шикарно ! :listen:

 

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 минут назад, ishiwata san сказал:

Прежде всего, это Франсуа Самсон.

https://classicalmusicguide.com/viewtopic.php?t=51609

 

81n69krDFaL._SL1500_.jpg

 

Небольшой комментарий к этой коробочке :)

Самсон Франсуа был настоящим поэтом игры на фортепиано. Блестящий, вдохновенный пианист, особенно отождествляемый с музыкой Шопена, Дебюсси и Равеля, он играл как с пресловутой ясностью французской школы, так и с внутренней непосредственностью и спонтанностью. Харизматичный, иногда провокационный, страстно увлекающийся джазом, он добился статуса знаменитости, особенно во Франции и Японии. Особое место в этом сборнике занимают произведения Шопена — мелодические контуры всегда были приоритетом для Франсуа, — но полный список композиторов весьма разнообразен. Три основных новых бонуса: долгожданная мировая премьера предпоследнего концертного концерта Франсуа, записанного на фестивале Nohant во Франции в июне 1970 года, всего за четыре месяца до его смерти в возрасте 46 лет; сольный концерт, записанный в Токио в 1969 году, и документальный фильм на DVD, написанный его сыном, Максимилиан Франсуа. В этом новом издании все записи помещены в контексте их оригинальных сочетаний, а на бумажниках с компакт-дисками есть оригинальные обложки.

Этот бокс-сет из 55 дисков посвящен 50-летию со дня смерти 22 октября 1970 года в возрасте всего 46 лет французского пианиста (и композитора) Самсона Франсуа. Коробка представляет собой расширенную версию коллекции, впервые выпущенной 10 лет назад. В этом новом издании все записи помещены в контексте их оригинальных сочетаний, а дизайн кошелька для компакт-дисков содержит оригинальное оформление.

Самсон Франсуа был блестящим, вдохновенным пианистом, особенно связанным с музыкой Шопена, Дебюсси и Равеля. Его игра сочетает в себе пресловутую ясность французской школы с интуитивной непосредственностью и спонтанностью. Сам Франсуа сказал, что пианист «никогда не должен звучать как обязанный играть следующую ноту» или чувствовать себя скованным тактовыми чертами. Журнал Gramophone отметил «странную и заманчивую гениальность» его игры, назвав ее «живой личной магией» и поделившись «всеми творческими возможностями».

Жизнь Самсона Франсуа была красочной, даже драматичной. Он родился во Франкфурте в 1924 году в семье французов, переезжавших из страны в страну, и часто творчески подходил к собственной биографии. Харизматичная, иногда провокационная фигура, он добился статуса знаменитости, особенно во Франции и Японии, и был известен своим обаянием и красноречием. Его образ жизни был своеобразным и недисциплинированным. Заядлый курильщик и пьяница, он любил не спать всю ночь, часто в джаз-клубах. В 1968 году на сцене у него случился сердечный приступ, и он умер два года спустя.

Репутация Франсуа как французского пианиста была безупречна. После первоначального обучения в Белграде, Югославия, он стал студентом в Ницце, а затем в Париже, где по рекомендации Альфреда Корто его учителями были Ивонн Лефебюр (в Нормальной школе музыки, соучредителем которой был Корто в 1919 г.) и Маргерит Лонг (Парижская консерватория). Он также изучал гармонию у великого педагога по композиции Нади Буланже. Впервые он исполнил концерт в Париже (Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Листа) в 1941 году, когда ему было всего 17 лет, но его карьера началась с победы на первом конкурсе Лонга-Тибо в 1943 году. по Европе, США, Ближнему Востоку и Японии, а также своими выступлениями в Советском Союзе и Китае.

Самсон Франсуа: Полное собрание записей: произведения Шопена занимают особое место в сборнике — определяющим фактором для Франсуа были мелодические очертания любой музыки, — но полный список композиторов весьма разнообразен: Бах, Барток, Бетховен, Дебюсси, Форе. , Франк, Хиндемит, Лист, Мендельсон, Моцарт, Прокофьев, Равель (включая знаменитую запись двух фортепианных концертов под управлением Андре Клюитенса), Сен-Санс, Шуман и Скрябин. Есть также музыка самого Франсуа, в том числе саундтрек к фильму.

За свою жизнь Франсуа добился звездного статуса во Франции и Японии. Однако ограниченная популярность его записей на некоторых других рынках означала, что его гений не везде был полностью признан. Как бы то ни было, не может быть никаких сомнений в том, что он был одним из ведущих французских пианистов своего времени — и, вероятно, величайшим из них.

В этом выпуске 2020 года к содержимому коллекции 2010 года были внесены три основных дополнения:

• Долгожданная мировая премьера записи предпоследнего живого концерта Франсуа, состоявшегося в июне 1970 года, всего за четыре месяца до его смерти, на фестивале Ноан в центральной Франции. Он исполняет музыку Шумана и Равеля, но у этого места особая ассоциация с его возлюбленным Шопеном: Ноан был загородным домом любовницы Шопена Жорж Санд.

• Сольный концерт, записанный в театре Ниссай в Токио в 1969 году (Франк, Форе, Дебюсси).

• Документальный фильм 1998 года «Самсон Франсуа волшебник», снятый Кристианом Жирье и написанный сыном пианиста Максимилианом Франсуа, впервые доступен на DVD.

P.S.

Для тех, кого заинтересовал бокс французского пианиста и его творчество.

Можно купит прямо сейчас. :)

https://www.avito.ru/sankt-peterburg/kollektsionirovanie/samson_francois_-_complete_recordings_box_set_2822959093

 

  • Нравится 6
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, ishiwata san сказал:

Самсон Франсуа был настоящим поэтом игры на фортепиано.

Мало слышал его Шопена, но вот Дебюсси у него просто прекрасен

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 Поделиться

×
×
  • Создать...