Фортепиано в классике - Page 2 - Гармония класски - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Jump to content

Фортепиано в классике


Recommended Posts

13 минут назад, Штальбург сказал:

Рубинштейн у меня любимый в Полонезах.

Вот у меня тоже любимые исполнения довольно разные. В зависимости от произведения. Баллады с Горовцем, прелюдии с Аргерих, мазурки с Микеланджели....

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Итак, ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЭТЮДАМ

Часть 1.

1928 год! Фактически именно в этот день Вильгельм Бэк записал первые полные Этюды. С тех пор эта версия неоднократно переиздавалась, в последнее время на Idis и Profil. После немецкого пианиста на ум приходит, конечно же, Альфред Корто. Его сессии 1933-34 годов до сих пор являются эталоном. Запись непревзойденная. Корто учился у Эмиля Декомба, ученика Шопена, и тут – никого рядом... Качество, конечно, неважное…

image.png.96c8cfd5b874b1736fa62e820b7c1f05.png

Довольно изобретательно записали Дьёрдь Чиффра (1962), Клаудио Аррау (EMI,1956) Гиомар Новаэс (Vox), а также Владо Перлемутер (Nimbus). Новаэс и Владо я очень люблю, но записаны плохо. Вообще, интересно, что Новаэс – бразильская пианистка. Я дальше еще об одном бразильце скажу. По неясной мне причине, бразильцы в Шопене – сила. И все же, Этюды – это явно не дело упомянутых пианистов. В других произведениях они чувствуют себя поувереннее. Что из «старого» осталось? Это, конечно же, Самсон Франсуа (EMI, 1959). Ну это, ребята, - вечная классика. Люблю я Франсуа, чего уж. На этих записях исключительное качество фортепианного пения, какая-то удивительная человечность, вся гамма чувств. 

image.png.47a6b6f1c62cca88a0506bb34581e774.png

Дальше. Я не любитель этого пианиста, но, объективности ради, Поллини произвел революцию в дискографии Этюдов. В свое время это было очень виртуозно. Все тут же начали говорить, когда она вышла, что это лучшая запись «всех времен и народов». Я так не считаю. Какой-то у него интеграл получился антиромантичный. Мне кажется, что тогда она казалось революционной, а сейчас - просто устаревшей. Но сказать о ней я был обязан. Послушайте – сами решите. Эта запись на DG, 1973. Первая попытка итальянца, которую он записал в возрасте восемнадцати лет, в 1960 году для EMI и которая была опубликована Testament в 2011 году - так себе. Слушать нужно - 1973 год. 

image.png.559c1dec7cf2ee577625900f43875ccd.png

А вот следующий пианист не так популярен у нас, но его запись очень высоко ценится за бугром. Это – Франсуа Рене Дюшабль. И записал он Этюды в 1980, на Erato. Еще несколько записей... В общем, ничего особенного, но когда-то «момент славы» имели. Луи Лорти (Chandos, 1986),  Борис Березовский (Teldec, 1991) и Андрей Гаврилов (EMI, 1985). Ну, еще можно назвать запись Николая Луганского (Erato, 1999). Вообще из наших надо выделить, конечно же, Владимира Ашкенази. Причем, это будут не записи 70-х годов. В 1975 у него имеется запись. Элегантный Ашкенази, очень пианистичный, но все время какое-то остается ощущение незавершенности. Пик Ашкенази в Этюдах - знаменитая запись на Мелодии 1959 или 1960. Она очень известна на Западе. Отыщите, послушайте. 

image.png.f506862428a152dbe092ca16ab8c3c8c.png

 

  • Like 5
  • Thanks 2
Link to comment
Share on other sites

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЭТЮДАМ 

Часть 2

Современных версий куча. Все их прослушать невозможно, может и не нужно.  Выделю две записи. Мюррея Перайа (Sony, 2002) и Нельсона Фрейре (Decca, 2002 и 2004). Вы знаете этого гиганта бразильского пианизма? Нет? Познакомьтесь. Он играет этюды так, как будто бы это баллады. Как он соединяет тембры, играет с гармониями, темпераментно, с прекрасной фразировкой. На мой взгляд, это одно из самых поэтичных исполнений. Если не самое. Просто великий! 

image.png.85f7d3fc52ada77bef5a7d865dc0cd5a.png

Вы только послушайте этого бразильца!

Если назвать идеальную запись – это Перайа. Он как-то чудом синтезирует все сильные стороны всех исполнений. Такой ощущение, что найти недостатка просто невозможно. Это - именно "естественное" исполнение. Этюды - это очень сложные партитуры. И гений исполнителей заключается в том, чтобы создать хотя бы иллюзию естественного пения, которая слышится через эту сложность. Перайа этого достигает. Кроме, того это 2002 год, очень качественно записано.

image.png.7e564c254bd52f0081d768dab5b81fc0.png

Вот такой получился гайд. Следующий гайд попробуем по балладам.  Слушайте Этюды!

  • Like 6
  • Thanks 2
Link to comment
Share on other sites

  • Moderators

Один из моих любимых - московский концерт Рубинштейна. Запись Мелодии в двухдисковом издании:

 

Screenshot_2023-04-20-08-21-34-803_com.bubblesoft.android.bubbleupnp.jpg

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

Привет всем!

Тут я поразмыслил и решил, прежде чем перейти к Балладам Шопена, закрыть тему этюдов. Мы ведь здесь никуда не торопимся, не так ли?

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВСЕМ ЭТЮДАМ КАК ЖАНРУ

Рахманинов рассказывал, что в музыкальных школах императорской России, была достаточно странная система обучения. Ученик годами упражнялся в этюдах. Исключительно. И только потом, набив руку, обращался к сонатам, экспромтам, мазуркам… Другими словами, техническое мастерство – на первом месте, а музыкальность – на втором. Сейчас такое разделение, по крайней мере, в западных странах, немыслимо. Вообще, выпуск специальных этюдов начался только во времена Бетховена. Первый сборник Крамера (84 этюда) появился в 1804 году. А затем в год смерти Бетховена в 1827 году, Лист выпустил «Этюд в 12 упражнениях». Это был, кстати, его первый опус. А потом многие – Мошелес, Клементи, Гуммель, Черни – прокладывали этюдами путь для начинающего пианиста. Для чего были нужны этюды? Для спорта. Они были нацелены на то, чтобы начинающий пианист постепенно преодолевал технические трудности, и шаг за шагом шел к вершине. Клементи свои этюды озаглавил «Gradus ad parnassum». А поскольку этот жанр был связан с муштрой, то репутация у него была не очень хорошая. В начале 1830-х решающий импульс этюдам придал Шопен (op.10). В чем была его новация? Он впервые объединил высочайший музыкальный выразительный порыв и исполнительскую виртуозность. Теперь этюд – это дело и спортсмена, и художника. В принципе, две тетради Шопена  остаются обязательными для любого развивающегося пианиста. Работа над слабыми пальцами, черные клавиши, упражнения для обоих рук, легато - здесь есть все. И открылась новая культура – культура романтического фортепиано. Кстати, в этом отношении на Шопена сильно повлияла скрипка Паганини. И вслед за этим Лист пишет свои «Трансцендентные этюды». Потом в конце жизни Дебюсси написал свои 12-ть этюдов в 1915, а Рахманинов – «Этюды-таблицы» (1917). Зачем они были нужны этим компзиторам? Дело в том, что различные технические препятствия, гармонические проблемы, которые возникают и в процессе развития фортепианной литературы, и даже фортепианостроения, являются для этих композиторов предметом особого изучения. «Жестикуляционная» природа исполнения ставит перед музыкантом опредленные ограничения, которые необходимо преодолевать. Наполнять этюды духовным содержанием, эмоциональностью и при этом не упуская их основное предназначение будет привлекать композиторов на протяжении всего 20-го века вплоть до Лигети и Гласса. 

Ну, а теперь – сам гайд

Для всех новичков, продвинутых и музыкантов, которые хотят погрузиться в этот жанр нет ничего лучше, чем это:

image.png.2961f1e15f76db5d953fb041f5bef95e.png

 

Обратите внимание на этюды Гензельта (Henselt), о которых Рахманинов говорил, что они не хуже шопеновских. По-моему, маэстро сильно преувеличил. Однако, бокс этот можно посоветовать только для ознакомления как энциклопедию этюда. Исполнения очень средние, качество Brilliant ни для кого не секрет. 

 

1. «Трансцендентальные этюды» Листа. Тут у меня (хоть режьте, хоть стреляйте) будет Рихтер и точка. Весь вопрос этих этюдов – легкость, изящество, точность и плавность жеста. Тогда повляется алхимия. Отсюда черпают вдохновение и Дебюсси, и Равель, и Мошковский. Очень советую поискать это исполнение в Софии на Филиппсе, 1958.

image.png.bb6a5f9fbf46eaa027316e80908780c1.png

 

2.Алькан Шарль-Валентен - Концерт для сольного фортепиано

Дело в том, что фортепианный этюд для некоторых композиторов становится идеальной площадкой для экстравагантных сочинений. В случае Алкана три из его «12 этюдов во всех минорных тональностях" (1857) образуют гигантский Концерт для сольного фортепиано. Алькан завершает свое 50-ти минутное сочинение Allegretto alla barbaresca. Мощнейший этюд. Послушайте как играет его Амлен

https://www.youtube.com/watch?v=vIzSYELWY9o

Из записей – Мальтемпо.

image.png.e794fce169facf8510af9d01201696ee.png

 

3. Годовский - Этюды после «Революционного этюда» Шопена, Гиперион, 1998

В период с 1894 по 1914 год Годовский присоединил к этюдам Шопена сорок восемь невероятно сложных и напряженных этюдов. Тут нужен супервиртуоз. Сейчас это - Марк-Андре Амлен. Он превращает эту акробатику в замечательную музыку. 

image.png.4f832aac778b9f58fe2e340cefe46ef0.png

 

4. А. Скрябин - Этюд op. 8, № 12.

Это - самый известный этюд Скрябина. И тут без вопросов – Горовиц. Он его постоянно исполнял на бис. Революционный Шопена здесь просвечивает невооруженным глазом.

image.png.2f268d505c73c832fd83c16000836961.png

 

5. Ляпунов – 12 трансцендентальных этюдов

Это великое произведение! Да, да!  Дань уважения Листу. Весь цикл посвящен Листу. И присутствие венгра там на каждом шагу. APR опубликовала архивное исполнение Луи Кентнера. Говорят, это исполнение - лучшее. Врать не буду, не слышал эту запись. 

image.png.b78fabc710bfa4af538b674646e71540.png

 

6. Дебюсси - 12 этюдов

Шедевр. Завораживающая картина с непревзойденной изысканностью письма - игрой тембров, атак, нюансов. Самсону Франсуа тут никто не ровня. Warner, 1970.

image.png.9588b3a4f56ff7e7098f9bf1f8b7ef6e.png

 

7. Лигети – Осень в Варшаве

Ну, и кое-что современное. Лигети написал этот этюд в 1985 своим польским друзьям из «Солидарности». Явная перекличка с Революционным Шопена. Вот тут играет финская пианистка (для ознакомления):

https://www.youtube.com/watch?v=ycrVUTZOtUg

Неплохо, но это – не Пьер-Лоран Эмар. 

image.png.bf22150df5016cdb8189383a6a0ff164.png

 

Кстати, путеводитель – это не замкнутое и законченное произведение

Пополняйте его!

Пишите свои варианты исполнений или произведений.

Это поможет настоящим ценителям классики! Да и вообще - способствовать обмену мнениями. 

  • Like 6
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

21 час назад, Штальбург сказал:

Там, где он обнаруживал славянский след, он воротил нос. Б

Может от того что зимой 1945 он был мобилизован на рытьё окопов против наступающей Советской армией и получил сильное обморожение?  Такие вещи тоже влияют я думаю...

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

17 минут назад, Штальбург сказал:

Рахманинов рассказывал, что в музыкальных школах императорской России, была достаточно странная система обучения. Ученик годами упражнялся в этюдах. Исключительно. И только потом, набив руку, обращался к сонатам, экспромтам, мазуркам… Другими словами, техническое мастерство – на первом месте, а музыкальность – на втором.

 Но это не помешало ему и множеству других обучавшихся в них достигнуть вершин музыкальности ( при этом и техническое мастерство самого Рахманинова фантастично).  А уж какая чувственная музыкальность! Прямо на грани физиологии..

Link to comment
Share on other sites

А кто кого тут предпочтёт ?    И кто только не солировал в этом знаменитом концерте!  Лично я его слушал множество раз и каждый раз эмоции не спадали.  Такое бывает не часто и есть множество классических произведений которые уже не так интересно слушать  даже ещё один раз и эмоционально воспринимать тем более...

  А тут у Рахманинова такие волны эмоциональности которые даже ощущаются телом.  И больше всего люблю пианистов способных это передать даже с каким то надрывом :)

IMG_20210523_161013.jpg

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

  • Moderators
1 час назад, Штальбург сказал:

 «Трансцендентальные этюды» Листа. Тут у меня (хоть режьте, хоть стреляйте) будет Рихтер и точка. Весь вопрос этих этюдов – легкость, изящество, точность и плавность жеста. Тогда повляется алхимия. Отсюда черпают вдохновение и Дебюсси, и Равель, и Мошковский. Очень советую поискать это исполнение в Софии на Филиппсе, 1958.

Современные пианисты совсем не могут их играть(( Тужатся, вот и все исполнение. Помню, где-то болталось видео, как выдавливает из себя Листа Березовский, аж потом заливает рояль...

Из тех, кто мне нравится по исполнению, причем легкость у него сочетается с изрядной степенью выразительности, - Д.Цифра. 

И отмечу, что обычно у нас эти этюды называют трансцендентными.

Screenshot_2023-04-20-11-59-06-148_com.bubblesoft.android.bubbleupnp.jpg

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

13 минут назад, Staudio сказал:

И отмечу, что обычно у нас эти этюды называют трансцендентными.

И так, и так бывает. Это же с Канта идет. У него есть два понятия - трансцендентный и трансцендентальный. Трансцендентный - это то, что выходит за пределы нашего познания. Это - "вещь в себе". А трансцендентальный - это условие возможности. Если разбираться серьезно, то у Листа именно термин "трансцендентальные этюды", то есть этюды "на грани возможного". А "трансцендентное" - это то, что нам никогда не может быть дано. Странно, если бы Лист назвал свои этюды таким образом. Поэтому то, что устоялось (преимущественно от незнания философской терминологии), не всегда верно...:)

  • Like 1
  • Thanks 2
Link to comment
Share on other sites

32 минуты назад, Staudio сказал:

Из тех, кто мне нравится по исполнению, причем легкость у него сочетается с изрядной степенью выразительности, - Д.Цифра. 

Вот Цифра меня почему-то никогда не впечатлял. Записи наверное неудачные слышал. Преимущественно по качеству. Помню купил двойник, где он играет Шопена. Там такая пошла цифра...:D, что у меня от резкости аж уши заложило.

Link to comment
Share on other sites

  • Moderators
8 минут назад, Штальбург сказал:

Вот Цифра меня почему-то никогда не впечатлял. Записи наверное неудачные слышал. Преимущественно по качеству. Помню купил двойник, где он играет Шопена. Там такая пошла цифра...:D, что у меня от резкости аж уши заложило.

Картинка выше - с Qobuz, там качество достаточно высокое.

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

9 минут назад, Staudio сказал:

Картинка выше - с Qobuz, там качество достаточно высокое.

Спасибо! Надо поизучать повнимательнее этого Мастера...

Link to comment
Share on other sites

19.04.2023 в 13:06, Dmitry© сказал:

Когда вспоминаю о фортепианном Шопене - рука тянется к Горовцу и Рубинштейну.

Ну хорошо хоть не как у некоторых при слове " культура"  кое к чему другому.;)  А вообще поляки молодцы - так умеют его продвигать .

И такие вот музыкальные Шопеновские лавочки  в Варшаве есть.  Даже собачка слушает :  

 

 А у нас ? Такая русская фортепьянная школа и столько великих композиторов писали для этого инструмента - а лавочек таких нет :( 

Вот Брендель тут упомянули был националист и не любит славян.  Но куда ему до Шопена ! Но мы ему всё прощаем за прекрасную музыку .   И даже такое :  «Мы подверглись ярости разнузданного московского сброда. Ах, почему я не могу уничтожить хотя бы одного москаля!»  Это ведь тоже он... 

 Но композиторы и музыканты тоже люди и не всегда нам симпатичные своими взглядами . Слушая их музыку мы плохое не помним...

А вот интересный вопрос :  А есть ли в исполнении музыки Шопена женское лицо ? Имеет ли женское исполнение свои особенности и можно ли услышать это в слепую ?  И кто из женщин пианисток особенно здорово его исполняет?

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Serg53 сказал:

А есть ли в исполнении музыки Шопена женское лицо ? Имеет ли женское исполнение свои особенности и можно ли услышать это в слепую ?  И кто из женщин пианисток особенно здорово его исполняет?

Да по моему уважаемый Штальбург где то касался этой темы. Пальцы у женщин меньше, а значит и возможности на сложной музыке меньше. Вроде как то так. А Шопена прекрасно исполняет Марта Аргерих. Ну и еще на мой взгляд вот это исполнение концертов очень сильное, но не помню чтобы здесь когда либо упоминали эту пианистку.

https://www.discogs.com/ru/release/9668010-Gina-Bachauer-Chopin-Antal-Dorati-London-Symphony-Orchestra-Piano-Concertos-1-And-2

R-9668010-1484476768-9072.jpg

  • Like 6
Link to comment
Share on other sites

19.04.2023 в 13:34, Штальбург сказал:

Я тоже эту мысль у Бренделя встречал. Но я опасаюсь, что дело тут в другом. Брендель - страшный националист. В принципе, он исполнял австро-немецкую музыку. Там, где он обнаруживал славянский след, он воротил нос. Был ведь даже скандал, когда ему дали наибольшее количество дисков в коробке, по моему, "Величайшие пианисты века". А скандал по тому же поводу. Говорили, что не может величайший пианист ограничиваться австро-немецким репертуаром. Может быть, я не прав. Но то что я знаю, говорит именно об этом. 

Я еще ни разу не слышал, чтобы Бренделя хоть раз называли именно величайшим. Но при этом, на мой взгляд, это один из наиболее бурно обсуждаемых пианистов по части полярности мнений (встречались темы на Форумклассике и у Предлогова). Я, разумеется, отношу себя к тем, кто ценит его очень высоко, но без культа. Что касается репертуара, я здесь ничего предрассудительного не вижу. Все же австро-немецкий репертуар - основополагающий в классике (за исключением оперы, пожалуй).

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

46 минут назад, nikotin сказал:

Да по моему уважаемый Штальбург где то касался этой темы. Пальцы у женщин меньше, а значит и возможности на сложной музыке меньше. Вроде как то так.

Ох, и набросились тогда на меня за это, не совсем понимая о чем я говорю...:D Дело в том, что всегда будут женщины с большим размахом или роскошными длинными коническими пальцами. Как и будут мужчины с маленькими руками. Например, Иосиф Гофман, для котрого был специально сделан Стейнвей с более узкими клавишами. В чем проблема у женщин? Редакционная аппликатура. Есть такая аппликатура, что ты хоть тресни, но не вытянешь аккорд. Другими словами, есть аппликатуры просто физически невозможные для маленьких рук. Существуют выполнимые аппликатуры, но очень неудобные. Аппликатуры – это руководства для пианистов, они нужны. Почему же тогда маленьким ручкам (т.е. в основном женским) всегда уделялось так мало внимания, хотя они составляют более половины предполагаемого рынка? А дело в том, что начиная с конца XVIII века, на фортепиано училось играть гораздо больше девочек, чем мальчиков. Ожидалось, что молодые женщины определенного класса должны уметь играть с высокой степенью мастерства, даже несмотря на то, что выступать на публике им не рекомендовалось. Но в отличие от струнных инструментов, которые бывают всех мыслимых размеров, фортепиано, начиная примерно с 1850 года, наоборот, менялось. Размер октавы значительно увеличился. А в редакциях господствовали мужики. Но были и хорошие мужики. :)Например, Альфред Корто, который в своей сноске к этюду Шопена дает альтернативные аппликатуры, которые очень практичны именно для маленьких рук. Но потом правда говорит, использование этих аппликатур недопустимо. Даже удивительно идиосинкразические издания Артура Шнабеля, какими бы очаровательными они ни были, полны неудобных аппликатур с точки зрения человека с маленьким размахом. Почему все это сказывается на игре? Потому что это порождает напряжение. А напряжение – это враг номер 1 в игре. Но, по большому счету, важнее в игре не размер рук, а их гибкость. Знаете, как Шопен говорил? Гибкость превыше всего! Но очень трудно сохранять гибкость и эластичность, если наши пальцы или руки неловко растянуты. Что тогда делать? Есть всякие хитрые трюки. Их много: перераспределение пальцев, замена пальцев, разделение и перекат аккордов. Если это звучит убедительно, то и ладно. Разложили аккорд, сделали это красиво и все счастливы. Главное при этом не перживать. Это, кстати, сделать бывает трудно. Можно еще опустить неудобные ноты. Если это все сыграно благозвучно, с драматизмом и страстью, то никото ничего не заметит и не будет беспокоиться. Так что у женщин всегда найдутся хитрости. Вы же знаете? :D

  • Like 2
  • Thanks 3
Link to comment
Share on other sites

17 минут назад, Luke Skywalker сказал:

Я, разумеется, отношу себя к тем, кто ценит его очень высоко, но без культа.

Рад Вас видеть! Ваши комментарии очень содержательны и интересны.

 

 

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

19.04.2023 в 15:34, Штальбург сказал:

Был ведь даже скандал, когда ему дали наибольшее количество дисков в коробке, по моему, "Величайшие пианисты века".

 

27 минут назад, Luke Skywalker сказал:

Я еще ни разу не слышал, чтобы Бренделя хоть раз называли именно величайшим. 

Возможно, Женя имел ввиду знаменитое собрание из серии "Великие пианисты 20-го века". 

Но по количеству дисков Брендель там на равных с другими. 

https://en.wikipedia.org/wiki/Great_Pianists_of_the_20th_Century

great_pianists_of_20th_century_200cd.jpg

 

 

  • Like 3
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

Только что, ishiwata san сказал:

Возможно Женя имел ввиду знаменитое собрание из серии "Великие пианисты 20-го века". 

Но по количеству дисков Брендель там на равных с другими. 

Да, да! Именно это имел в виду. И там был скандал, вроде как. Потому что изначально ему дали большую квоту. А потом, видимо, уравняли. Я читал об этой истории когда-то...Но где, не вспомню...

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Staudio сказал:

Современные пианисты совсем не могут их играть(( Тужатся, вот и все исполнение.

Вот здесь я немного не соглашусь. Почитание старых пианистов с выдающимся наследием — это прекрасно, но не стоит недооценивать силу музыкантов в расцвете лет, которые играют сейчас. С музыкальной точки зрения ничто не сравнится с первым прекрасным, беспечным восторгом, то есть тем чувством очарования, свежести, жажды музыки и общения, которое принадлежит, прежде всего, юности. В последнее время пианистов, от выступлений которых я был в восторге, очень много - Бенджамин Гросвенор, Даниил Трифонов, Беатрис Рана, Джордж Ли, Игорь Левит, Федерико Колли и многие другие. Им всем 30 и меньше. Они находятся под серьезным влиянием "золотого века". Они слушают все, что было раньше, изучают. Это прекрасное, мощнейшее поколение. Поверьте, эти пианисты мало чем уступают многим старым пианистам. А по Листу можно послушать Трифонова. Прекрасное исполнение. 

image.png.68e075cb202afdfed38d4da47045a8a8.png

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

  • Moderators
23 минуты назад, Штальбург сказал:

 

Вот здесь я немного не соглашусь. Почитание старых пианистов с выдающимся наследием — это прекрасно, но не стоит недооценивать силу музыкантов в расцвете лет, которые играют сейчас. С музыкальной точки зрения ничто не сравнится с первым прекрасным, беспечным восторгом, то есть тем чувством очарования, свежести, жажды музыки и общения, которое принадлежит, прежде всего, юности. В последнее время пианистов, от выступлений которых я был в восторге, очень много - Бенджамин Гросвенор, Даниил Трифонов, Беатрис Рана, Джордж Ли, Игорь Левит, Федерико Колли и многие другие. Им всем 30 и меньше. Они находятся под серьезным влиянием "золотого века". Они слушают все, что было раньше, изучают. Это прекрасное, мощнейшее поколение. Поверьте, эти пианисты мало чем уступают многим старым пианистам. А по Листу можно послушать Трифонова. Прекрасное исполнение. 

image.png.68e075cb202afdfed38d4da47045a8a8.png

Да, Трифонов очень хорош. У меня есть на CD это издание. Играет выразительно, точно. Сильно и положительно выделяется из общей массы.

Пианистов старой школы, наверное, можно узнать по тому, что они создают иллюзию неспешной игры, хотя темп у них очень быстрый. Это определенная свобода выражения мыслей, длинные и четкие интонационные линии, а не только точное повествование.

  • Like 5
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, nikotin сказал:

А Шопена прекрасно исполняет Марта Аргерих.

А на мой вкус и слух ещё более прекрасно ( и интересней многих мужчин)- вот эта знойная красавица! 

IMG_20230420_180419.jpg

  • Like 4
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Штальбург сказал:

Ох, и набросились тогда

 А как Вы относитесь к книге Мартынова " Конец времени композиторов" ? Он чуть не изгоем в некоторых кругах стал...

А мне его мысли близки- хотя пока книгу не осилил полностью -но основное понял и разделяю. Настало 4:33 :( 

Я уже как писал и спрашивал о классической музыки написанной в 21 веке - по моему мнению практически нечего слушать! Сплошная заумность и желание выделится чем то новым. Разве что  "Буковинские песни" - но там традиционная народность и нет заумного авангарда. 

Если не вернутся к мелодизму и классической основе прошлого - слушать практически никто не будет этих новых композиторов. Их слушать просто невозможно ! 

thumb_7525_work_middle.jpeg

Link to comment
Share on other sites

×
×
  • Create New...