Акустические опыты Фдуча - Акустика помещений - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

  • Ответы 131
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

15 минут назад, Фдуч сказал:

Предисловие

Акустическая обработка комнаты - процесс, который нужно изучать на практике, тогда теоретические познания, включая почерпнутые на специализированных форумах, будут понятны после их опробования, зачастую перечеркивая и собственные устои, и то, что пишут в интернетах.

Среди таких открытий:

- Басовые ловушки при толщине более 30 см. более эффективны с менее плотным материалом.

- В КдП не встает больше двух пар Шредеров - третья портит звук.

- На фронтальной стене не встает больше двух Скайлайнов (60х60 см), иначе КИЗы неестественно укрупняются.

- Самый красивый Скайлайн имеет самую низкую эффективность.

- Столбики Скайлайна не должны быть уже 40 мм, об этом написано как предостережение даже в калькуляторе, но кто на это смотрит?

- На боковых площадках не очень эффективны Шредеры (Смирнов убрал их из "зеленой комнаты", служащей примером "много Шредеров - хорошо" в 2013 г.), туда не встают Скайлайны.

 

В общем, работа многих устройств не понятна, пока их не попробуешь.

Собственно речь пойдет о рассеивателях в зоне боковых отражений.

Как сказал выше, ни Скайлайны, ни Шредеры не дают положительного эффекта - становится слышна "лепестковость" звука, причем даже у более "деликатного" Скайлана. Долгое время использую "по бокам" панели из микропористой древесины с толстым шпоном, но, после того, как были сформированы фронтальная и тыловая стены, стало понятно, что они со своей задачей не справляются.

Для опытов был приобретен замечтательный материал - Холлофайбер, который вообще не имеет запаха, и не "колется", плотностью 50 кг/м3 и 30 кг/м3, толщиной, соответственно 5 см. и 10 см., что позволяет экспериментировать куда шире, чем с условным Vicoustic для стен. Открытые плиты обладают высоким поглощением и не годятся никуда - ни в углы, ни на фронт, ни по бокам. Обернутые в полиэтиленовую пленку они возвращают ВЧ, но СЧ и НЧ поглощаются, что выворачивает тембральный  баланс в КдП - вроде как "воздух" остается, но звучание становится "ядовитым" - именно из-за переизбытка отраженных ВЧ на фоне снижения СЧ.

Короче, наиболее эффективный путь - повторить за метрами (кхе-кхе, вспоминается "зеленая комната", которую повторять не стоит), потому пробуем конструкцию ЮАМа, благо в Леруа продаются практически готовые наборы для их сборки.

Собрав первый, не утерпел, отнес его в КдП и набив 25-ю см. Холлофайбера, включил музыку. При длине конструкции 1,2 м (на 6,5 м стены) она дала то, чего хотелось - четкость образов, их большую голографичность. Общее ощущение от звука - он избавился от фонового "шума", стал более четким, во всех диапазонах, включая бас. С басом при этом интереснее всего - ловушка то ведь находится не в углах, там где моды максимальны, а по бокам, и тем не менее, на басе улучшения тоже слышны. Самый интересный эффект заключался в том, что правая колонка подрастворилась в КдП и голова инстинктивно тянулась вправо, чтобы слышать "улучшенный" звук, нежели он был слева (напомню, ловушка была одна). В общем, именно одна "ловушка ЮАМа" дала большее  понимание, как она работает. Следом, конечно же, была сделана и вторая, после установки которой быстро пришел вывод, что надо делать их большими. Потому следующие проектный размер - 120 см. на 120 см.

При этом отмечу, что имеющиеся теоретические познания и опыт изготовления Шредеров, Скайланов, басовых ловушек не дают понимания, как работает эта конструкция на НЧ - исходя из теории быть четвертьволновым поглотителем она не  может, т.к. волне некуда "заходить". Но, она... работает!

Многоуважаемого автора конструкции @ARXYUR хочется спросить о значении ширины "ячеек", какими их следует делать (сейчас - 15 см.)

 

 

IMG-20231224-WA0000.jpg

Забор закрыть тканью нельзя..по примеру акустики.?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 минут назад, Nikolaevich сказал:

Забор

В саунах не бывает заборов, там есть обшивка стен, полоки, площадки, абажуры и прочее. Большую конструкцию планирую делать из ясеня, покрывать маслом. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Поддержу тему и идею. Сделал себе нечто подобное, с точки зрения принципа рассеивания, только получилась вещь другого калибра и с другими материалами. Увидел акустические конструкции с подобными ребрами в одном концертном зале. Орган там звучал великолепно. Воплощение в домашнем формате заняло около 30 минут на склейку одной секции и около 1000 руб на комплектующие, заказанные на Озоне. Разместил на боковых стенах по паре секций как на фото, результат очень впечатлил. image.jpeg.309fdeee8a5bcc2acb723e33faff0656.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 часов назад, Фдуч сказал:

пробуем конструкцию ЮАМ

ЮАМ плохому не научит ... :oc:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

10 часов назад, Фдуч сказал:

хочется спросить о значении ширины "ячеек", какими их следует делать (сейчас - 15 см.)

У меня в отражателях ширина досок преимущественно 120 мМ.

На щитах, расположенных выше - на балюстраде, находящейся в 75 сМ от пола, и до высоты потолка (255 сМ) чередуются доски 120 мМ, как и у Вас, но немного поуже...

А ниже балюстрады - т.е. до пола идут щиты, где доски спарены, образуя ширину 240 мМ.

Смысл прост - уменьшить регулярность размеров рассеивателей, т.е. увеличить разнообразие размеров. Поэтому применяются доски и 200 мМ, и множество разноразмерных мелких рассеивателей.

Нужно просто уметь слушать... и иметь возможность изменять быстро-быстро расположение мелких разноформных рассеивателей в пространстве, а не только на стенах и потолке КдП. На моих фото КдП в разные её времена существования можно увидеть изменения пространственной композиции рассеивателей.

Постепенно я довёл эту изменчивую композицию до уровня аудиоинструмента... :D на котором могу сыграть любую "акустическую обстановку", если и когда возжелаю... :) 

У меня таких быстро управляемых щитов, в стиле Вашего фото, всего два. Но это самые значимые рассеиватели в части управления натуральностью звуков. Щиты расположены слева и справа от АС и продолжаются вдоль стен в сторону слушателя.

Щиты наклонены верхней частью в сторону оси КдП. И задней частью развёрнуты в сторону слушателя. Углы наклона и разворота небольшие, их удобнее выбирать на слух по мере организации архитектурного оформления КдП, т.е. заполнения КдП прочими рассеивателями - на потолке, на тыловой стене за слушателем и на стене за АС. 

Фиксация наклона у меня осуществлена верёвками, которые прямо на лицевой поверхности щита крепятся за один из трёх шурупов, ввёрнутых в поверхность одной из досок. Меняя наклон почти мгновенно - за 5...8 секунд, я имею возможность показать "смерть звука"... когда щиты становятся параллельны стенам. 

Разворот и его фиксация осуществляются элементарным трением нижней части щитов о балюстраду, на которой они установлены без какого-либо крепления. На фото показан левый щит. Видна верёвка для фиксации угла наклона. Видна балюстрада, на которой щит установлен. Слегка ощущается разворот задней кромки щита к слушателю. Сзади на щит закреплён поглотитель изовер 50 мМ толщиной. Через клиновидные щели между досками происходит поглощение на ВЧ, которое (на измеренной АЧХ) начинает плавное снижение от частоты 10 кГц... 

Виден и нижний щит, тоже свободно размещённый на нижнем бруске балюстрады. У него по две доски рядом, и наклон вверх.

Сейчас система (усилитель) в реконструкции, поэтому некоторые девайсы и рассеиватели стоЯт кучкой, а не занимают штатные места.  Не обращайте внимания.  

image.png.c0c6c1ea961da9c0590163a9da89b97e.png

И вообще вся КдП может быть довольно быстро разобрана на части и перенесена в другое помещение... :rolleyes:

image.png.662967da1f74f9a2c6c7815d22a63735.png

Это задний угол КдП за ранее показанной левой АС... Там другие рассеиватели и щиты... Все они управляемого расположения и ориентации... (не гендерной)... :D  Многие мелкие рассеиватели сняты на время работ с системой. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

20 минут назад, ARXYUR сказал:

Смысл прост

Юрий Анатольевич, большое спасибо! Про наклон конструкции я не подумал, как и напрасно перезаложился с толщиной поглотителя, начитавшись форума "студийщиков". Вопросов, на самом деле много, потому наберусь наглости в гости напроситься :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На нижнем фото виден брусок = "башмак" для крепления горизонтальных балок... Так сделано на всех колоннах = вертикальные несущие.

Серый щит из оргалита, который немного виден - это низкодобротный поглотитель НЧ колебаний воздушной массы КдП на основных её модах. На щите сзади тоже 50 мМ изовера. Между изовером и стеной зазор 50 мМ - минимально необходимый. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

10 минут назад, ARXYUR сказал:

image.png.e93c2954b855e33fc075b23588b8531b.png

image.png.18feaa99f7f923bf882c7f7ac679d8fc.png

 

А какие решения у вас для передней стены, за акустикой? И второй вопрос: используются преимущественно прямоугольные формы? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 минут назад, Фдуч сказал:

начитавшись форума "студийщиков".

У креаторов звука - студийщиков - иные цели в получении звукового поля... нежели у потребителей звука - аудиомеломанов... :)  

8 минут назад, Фдуч сказал:

потому наберусь наглости в гости напроситься :)

  Система ещё долго не будет в работе - я ленив и медлителен... :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 минут назад, ARXYUR сказал:

Система ещё долго не будет в работе - я ленив и медлителен...

Мне бы именно конструктив акустической обработки посмотреть, многое непонятно - например, НЧКП совсем не вижу где.

А на потолке какой слой изовера под (над) рассеивателями?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 минут назад, Фдуч сказал:

Мне бы именно конструктив акустической обработки посмотреть, многое непонятно - например, НЧКП совсем не вижу где.

А на потолке какой слой изовера под (над) рассеивателями?

НЧКП у меня нет. Изовера на потолке тоже нет.

Поглотители НЧ/ИНЧ только низкодобротные щиты - 4 штуки, два слева, два справа - ближе к углам КдП. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 минут назад, ARXYUR сказал:

НЧКП у меня нет. Изовера на потолке тоже нет.

Имел ввиду это: Серый щит из оргалита, который немного виден - это низкодобротный поглотитель НЧ колебаний воздушной массы КдП на основных её модах

Т.е. это просто щиты, а не герметичная конструкция? Был их расчет под комнатные моды или просто подбирались на слух?

12 минут назад, ARXYUR сказал:

Изовера на потолке тоже нет.

Интересно, полагал, что небольшое поглощение СЧ там нужно. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

35 минут назад, Blüthner сказал:

А какие решения у вас для передней стены, за акустикой?

На фото, где показан задний угол за АС - это и есть стык левой стены с таловой (за АС) стеной. Стена тоже имеет два щита наклонённых верхней кромкой в сторону слушателя. И развёрнутых влево и вправо в сторону ближайших к щитам стен. Один щит виден на указанном фото.

Есть и другие фото, но они более 2,3...3,0 Мб... и не проходят здесь. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 минуты назад, ARXYUR сказал:

 

На фото, где показан задний угол за АС - это и есть стык левой стены с таловой (за АС) стеной. Стена тоже имеет два щита наклонённых верхней кромкой в сторону слушателя. И развёрнутых влево и вправо в сторону ближайших к щитам стен. Один щит виден на указанном фото.

Есть и другие фото, но они более 2,3...3,0 Мб... и не проходят здесь. 

Скиньте мне, я их сделаю и выложу.

Сейчас в личку напишу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 минут назад, Фдуч сказал:

Т.е. это просто щиты, а не герметичная конструкция? Был их расчет под комнатные моды или просто подбирались на слух?

Да, это не НКЧП, а просто нечто, похожее на щиты Бекеши. Но с жёсткой поверхностью. Моды были рассчитаны ещё в 1994 г. - вручную, как и всё, что я делаю, и начало работы над КдП показано именно с расчётами в журнале Класс А...

Я всё делаю на слух... :D поскольку оно и делается для слуха... :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот.

image.thumb.jpeg.116b23438d3827e60171a0f139e77ec6.jpg

  • Нравится 2
  • Спасибо! 2
  • Смешно :) 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 минут назад, вова сказал:

Сейчас в личку напишу

Послал две фотки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И ещё

 

image.thumb.jpeg.8eb9a8630fd30d78e3d539e79dc9eb12.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, ARXYUR сказал:

Послал две фотки. 

Сделал. Шлите ещё, если нужно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, вова сказал:

И ещё

 

image.thumb.jpeg.8eb9a8630fd30d78e3d539e79dc9eb12.jpg

Стильненько.:) Только вот Левинсонов жалко, за что их так.:(

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

20 минут назад, Фдуч сказал:

Интересно, полагал, что небольшое поглощение СЧ там нужно

У меня распределённая система подпотолочных рассеивателей - и подпространственная в объёме за АС.

Вот, вова их выложил. 

 image.png.f4fbf7e49e41c45518f439ab098aed8d.png

Задняя стена ближе к потолку

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, Paradox сказал:

Стильненько.:) Только вот Левинсонов жалко, за что их так.:(

Давайте без флуда. Тысячу раз уже написано, что и для чего, и как влияет на звук. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Blüthner сказал:

И второй вопрос: используются преимущественно прямоугольные формы? 

Есть полуцилиндры из кедра разных размеров по длинам и диаметрам. Но преимущественно плоские поверхности, из которых сделаны призмы и прочее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...